11 января (24 января по новому стилю) православные христиане отмечают праздник иконы Божией Матери Елецкой.

Сведения об этом чудотворном лике запутаны и противоречивы. Очень часто образ Елецкой Богородицы путают с иконой Елецкой Черниговской (ее праздник отмечается 5 февраля), видимо потому, что по некоторым свидетельствам, опять же весьма спорным, оба лика явлены в одном и том же 1060 году. Кстати, вот вам и еще одно, пусть и очень натянутое, доказательство существования Ельца задолго до 1146 года.

Местное предание гласит, что перед нашествием Тамерлана (1395 год) икона Елецкой Божией Матери была перенесена в наш город со сторожевого пограничного поста, находившегося в районе нынешнего села Талица. Позднее чудотворный образ будто бы хранился в елецком мужском Троицком монастыре, который до пожара 1769 года располагался на Каменной горе. Затем, братию из сгоревшей обители перевели в Лебедянь, а Елецкую икону, чудом спасенную от пожара, передали в Вознесенскую церковь (старый собор, некогда стоявший на нашей Красной площади). После освящения нового собора главная городская святыня заняла в нем свое место. В эпоху гонений на церковь образ был утерян.

Это только одна из многочисленных легенд связанных с иконой Божией Матери Елецкой. Мало того, до сих пор идут споры об иконографии (изображении) чудотворного образа.

Тут необходимо сделать небольшое отступление, поскольку Русская православная церковь чтит свыше 600 икон с ликом Богоматери. При этом иконография Ее образа делится на несколько основных типов.

Богоматерь Знамение – иконы, на которых образ Девы Марии изображен с молитвенно-поднятыми руками. На уровне Ее груди помещен медальон с образом Младенца Иисуса Христа.

Другой тип – Путеводительница. Это Богоматерь со своим Сыном на руках. Спаситель одной рукой благословляет, а в другой держит свиток – знак Его Учения.

Еще один тип – Умиление. Представляет собой склоненных друг к другу Богородицу и Младенца. Он, прильнув к Матери, обнимает Ее за шею.

Наконец существуют акафистные иконы Богородицы. Они не имеют четкой иконографической схемы. Их главная идея – прославление Божией Матери под различными поэтическими эпитетами, взятыми, из посвященных Ей акафистов. К этому типу, как правило, относятся иконы отличающиеся пышностью изображений, обилием деталей, зачастую, более поздние по срокам их создания.

Так вот иконография лика Елецкой Божией Матери до сих пор доподлинно неизвестна. Как он изначально изображался, к какому каноническом типу относился, ныне сказать сложно. Предполагать это можно лишь по сохранившимся образам.

Так на гравюре второй половины XVIII века, в ряду 130 других явленных ликов Божией Матери, Елецкая икона выполнена в традиции Умиление.

Аналогичное Ее изображение (как фрагмент в ряду 142-х чудотворных образов Богородицы) можно видеть на иконе «Распятие и Страсти Господни», написанной в конце XVIII, начале XIX веков, хранившейся в московском Богоявленском монастыре.

Тот же образ – Умиление является нам на иконе, сохранившейся в столичной церкви пророка Илии. Именно тут, в самом центре Москвы, сегодня можно видеть довольно больших размеров образ Елецкой Богоматери. Вот что читаем о нем на сайте храма.

Уникальным иконографическим образцом является Елецкая икона Божией Матери второй половины XVIII столетия, выполненная на холсте и закрытая бисерным окладом. Извод, известный по небольшим иконописным и гравированным воспроизведениям на изображениях сводов Богородичных образов, относится к типу Умиление, он дополнен сюжетом увенчания Богородицы Ангелами. В Ельце, вероятно, в Знаменском женском монастыре, процветало искусство бисерного шитья (так оно и было – прим. Р. Д.) можно предполагать, что единственный известный сейчас список утраченной святыни, прославившейся в 1395 году, происходит оттуда и достаточно точно повторяет оригинал.

Интересно, правда?!

Но это еще не все. Нужно сказать, что в нашем городе была и еще одна издавна почитаемая икона Елецкой (так называемой Аргамаченской) Божией Матери. Этот образ, стоящей на облаке Богородицы с воздетыми вверх руками, вероятно знаком многим ельчанам. Судя по тщательно выписанному лику Богоматери, живописным деталям изображенных мастером, икону можно отнести к типу акафистных.

Ее история тоже запутана и противоречива. По одной из местных легенд подлинник иконы был создан мастерами из числа духовенства храма Рождества Богородицы, что в слободе Аргамач в 1735 году. Затем (вероятно накануне войны с Наполеоном) иконописный лик Защитницы Русской земли был перенесен в один из московских монастырей. Тут следы иконы загадочным образом теряются. Однако в Ельце, по-видимому, оставались ее копии. Кстати, две из них, ельчане преподносили монаршей семье – в 1883 и в 1895 годах.

В середине 60-х годов прошлого века одна из подобных копий, сохраненная богомольной ельчанкой после закрытия церкви Рождества Богородицы, была передана в Вознесенский собор. Увы, в наши дни увидеть здесь эту икону невозможно. Она была украдена из храма несколько лет назад. Впрочем, существуют сделанные с нее списки и фотографии, которые очень популярны среди горожан.

Подытоживая все вышесказанное можно с уверенностью сказать, что история елецких святынь, не менее интересна, разнопланова и глубока, чем история самого города. Думается, она еще ждет своих исследователей, готовя немало сюрпризов и открытий на их пути.

Роман Демин.

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ