Как мост Каракумским стал

0
416

Более 80 лет прошло с момента первых испытаний высоководного Каракумского моста, которые прошли 16 сентября 1933 года.

Чуть позже по нему прошли автомобили исторического автопробега Москва-Каракумы-Москва, возвращавшиеся в столицу из песков Средней Азии. И, между прочим, вполне возможно, что легендарное авторалли, не только подарило название гидросооружению, но и послужило толчком к строительству елецкого моста.

Судите сами, новый высоководный мост начали возводить в Ельце в 1931 году. Строители спешили и, видимо, поэтому складывали его опоры (быки) из камней, снятых с надгробий и памятников старого засосенского кладбища (ныне на его месте расположены ж.д. техникум и школа-гимназия № 97) а так же других городских погостов.

В том же (1931 году) в Москве уже закончилась реконструкция автозавода АМО. Нужно было испытать выпускаемую им технику, а так же машины нового Горьковского завода. Для этого и придумали масштабный, как сейчас говорят «проект» – автопробег по маршруту «Москва-Каракумы-Москва». К своеобразному экзамену привлекли не только советские, но и американские машины. Всего в ралли было задействовано 96 человек на 23 автомобилях.

Со старта (6 июля 1933 года) из столицы СССР в путь через Горький, Чебоксары, Казань и далее, отправились шесть легковых машин ГАЗ-А, шесть грузовых полуторатонных ГАЗ-АА, два опытных образца трехосных ГАЗ-ААА, четыре 2,5-тонные грузовика АМО-3, одна экспериментальная трехоска НАТИ-ГАЗ, а так же три импортных трехосных Ford-Timken, и один грузовик Ford-АА.

Оставив позади пески Средней Азии и тысячи километров ужасных российских дорог, все эти машины возвращались назад через Ростов-на-Дону, Харьков, Воронеж и Тулу, обратно в Москву. Так что миновать Елец автопробег никак не мог.

Кстати сказать, в некоторых городах авторалли было стимулом для проведения месячников борьбы с бездорожьем под лозунгом «Создадим лучшие мосты и дороги к хлебоуборке и хлебосдаче!». Так что вполне возможно подобные плакаты ожидали участников Каракумского пробега и в Ельце.

Но, главное не только хорошие мосты и дороги. Ралли двигало вперед экономику и науку СССР. Именно тогда на советских машинах появилась техническая новинка – широкопрофильные шины (которые называли «сверхбаллоны»). Авторезина увеличенного профиля была разработана Московским НИИ шинной промышленности, причем из отечественного синтетического каучука. Наши ученые научились синтезировать его (первыми в мире!) из картофельного спирта на новых химзаводах в Воронеже, Ярославле и Ленинграде. Многие советские газеты после авторалли писали: «Каракумский пробег показал, что тропические каучуконосы – гевея и хондрилла – могут теперь посторониться и уступить место воронежской картошке».

А еще благодаря историческому автопробегу на советских машинах появились усиленные мосты, более совершенные системы охлаждения двигателей, воздушные фильтры.

За 86 дней участники грандиозного ралли проехали 9 тысяч 400 километров. Из них шоссейными (да и то низкого качества) были чуть более 2 тысяч километров.

Наконец, 30 сентября 1933 года, в Москве финишировали все автомобили, а так же все их водители и пассажиры. И это при том, что тогда не было современных систем навигации и прочих технических «примочек», помогающих современным спортсменам в пути. Пожалуй, это настоящий подвиг!

Подвиг о котором, нам молча напоминает наш старинный Каракумский мост.

Плавно возвращаясь к его истории, заметим, что необходимость в высоководном мосте в Ельце назрела задолго до 30-х годов ХХ века. Ведь все тогдашние городские мостики, кроме, пожалуй, железнодорожного, были низкими – наплавными. Каждую весну, после половодья их приходилось восстанавливать практически заново.

Изначально перекрытия и фермы Каракумского моста были деревянными, но в 1942 году, после очередного налета фашистской авиации на Елец мост был разрушен. Его, как стратегический объект, восстановили уже в 1943 году по решению Государственного комитета обороны (ГКО). Инженеры и строители вновь спешили, поэтому попросту разобрали где-то в Средней Азии стальной клепанный мост (по всей видимости железнодорожный) и перевезли конструкции в Елец. Здесь пролетные перекрытия собрали вновь. Через обновленное гидротехническое сооружение на фронт пошли колонны техники, в том числе и танки, готовившиеся принять участие в Курской битве.

В 1970 году Каракумский подлатали – сняли скопившиеся за долгие годы наслоения асфальта, и уложили новый настил. После этого мост, верно служил городу еще почти с десяток лет, выдерживая на себе грузопоток городского транспорта и пешеходов. Однако с введением в строй нового железобетонного гидросооружения связавшего два берега Быстрой Сосны, старичок Каракумский стал выполнять роль только пешеходного путепровода.

Он стремительно ветшал. Вскоре были закрыты его консольные тротуары, располагавшиеся по краям сооружения. А в конце 90-х годов мост закрыли вовсе, так как его межпролетные перекрытия сильно износились.

Свое второе рождение Каракумский мост пережил в апреле 2005 года, когда здесь начались восстановительные работы. Специалисты из мостоотряда № 126 вручную заменили все заклепки (а это несколько тысяч штук!) старого пролетного строения. Его очистили от ржавчины и заново покрасили, заменили ветхие детали и старое покрытие, затратив на это дело более 18 миллионов рублей.

Наконец 4 ноября 2005 года Каракумский мост был торжественно открыт для движения пешеходов.

Сегодня он одно из украшений города и, безусловно, его достопримечательность. По новомодной традиции (ей не более 10 лет) на здешние перила вешают замки молодожены, в знак крепости семейных уз. Обычай, история которого берет свое начало в Западной Европе. При этом молодые люди вряд ли знают, что у самого Каракумского моста, такая непростая и интересная история.

Р. ДЕМИН.

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ