Мэтр «Бенефиса» В. С. Громовиков отметит юбилей
23 февраля заслуженный артист России, актер и режиссер-постановщик драмтеатра «Бенефис» В. С. Громовиков отметит 75-летие. В интервью корреспонденту «Красного знамени» он рассказал о своем детстве, любви к театру и становлении «Бенефиса».

— Владимир Степанович, как получилось, что вы полюбили театр?
— Я родился в Благовещенске, где давние сценические традиции. Например, тамошний театр в нем появился в 1909 году — через 10 лет после основания города. Поэтому многие семьи целыми поколениями любили его и ходили на премьеры. Мои родители не исключение, естественно, и я вместе с ними. С ранних лет знал по именам актеров и увлеченно смотрел все спектакли. Уже тогда сцена меня завораживала.
— Помните, когда решили стать актером?
— Детство мое было непростым. В 1953 году объявили самую крупную в истории СССР амнистию. Многие заключенные, возвращаясь из лагерей с Дальнего Востока, оставались жить в Благовещенске, из-за этого росла преступность. Чтобы я не связался со шпаной, родители записали меня сразу в несколько кружков. Ходил в шахматный клуб, а он располагался в одном здании с пионерским театром.
Как-то сижу в зале за шахматной доской, а на сцене паренек репетирует. Я на него смотрю и морщусь. Он спрашивает: «Что тебе не нравится?». Мне тогда лет восемь было, но я уже в театре много раз видел хорошую актерскую работу, вот и отвечаю: «Да плохо у вас все». А он меня на сцену зовет, чтоб я показал, как нужно играть. Мне дали текст, я зачитал и всем понравилось. Так меня и пригласили в театр.
— Какой была первая роль?
— В детской постановке, от которой я сперва отказывался, говорил, что времени мало, дома еще надо за хозяйством следить, но в итоге меня уговорили. Скорее всего, упирался, потому что первая моя роль была женской, играл девчонку по прозвищу Растеряха. Помню, пришла моя сестра, я в гриме, с длинными волосами подхожу к ней поздороваться, а она мне грозно отвечает: «Отстань от меня, я к брату на спектакль пришла». Не узнала меня, в этом образе. Вот таким оказался дебют на сцене.
— Как складывалась ваша судьба после окончания школы?
— Окончил семилетку, пошел работать киномехаником, учебу продолжал в вечерней школе. Многие сотрудники радио и телевидения оказались моими приятелями и знакомыми. Зная, что у меня хороший голос, дикция, память, я наизусть Чехова читал, меня частенько звали в различные передачи в эфире. После школы поступил в Иркутское театральное училище, это стало естественным продолжением дела, которым я увлекся с детства.
— В годы работы киномехаником вы посмотрели фильмов не меньше, чем спектаклей, чем же театр, на ваш взгляд, лучше кинематографа?
— Не раз снимался и в кино и могу сказать по своему опыту, что это совершенно разные виды творчества. Кино — игра двух минут, и актер может отдыхать, даже текст не всегда надо учить, перед дублем прочитал и все. А в театре каждую секунду все два часа перед живой публикой надо показывать свои эмоции. Так что театрала в фильме видно сразу, по безукоризненной подаче образа, а из кино на сцену попасть сложно.
— Ну, с киноактерами понятно, а любимый режиссер у вас есть?
— Без сомнений, это В. В. Бортко (старший). Он был моим учителем, и все его постановки мне нравятся. Между прочим музыку к его работам писал известный итальянский композитор Доменико Модуньо, я ее тоже сейчас использую. В этом году к своему юбилею ставлю спектакль «Рождество в доме Купьелло», который увидел много лет назад именно у Владимира Владимировича. Я уже пытался реализовать этот проект, работая в Алма-Ате, но это выпало на начало 90-х годов и развал Советского Союза. Спустя столько времени я все-таки завершаю его, премьера пройдет в пятницу, 28 февраля.
— Какие из новых постановок вам нравятся больше всего?
— Люблю работы П. С. Фоменко и С. В. Женовача. Я ездил к ним на семинары и многим деталям в режиссуре научился именно у них. Поэтому все новые постановки этих мастеров смотрю с большим удовольствием.
— Что интереснее — играть в спектакле или ставить его?
— Это абсолютно две разные профессии, выбирать между ними нельзя, каждая хороша по-своему. Главное одновременно ими очень трудно овладеть.
В театре есть примеры, когда один человек ставил спектакль и играл в нем главную роль. При этом многие говорят, что нельзя, будучи полностью погруженным в образ, полноценно срежиссировать пьесу. Однажды начал замечать, что, репетируя на сцене, вижу себя со стороны, будто в зале сижу, а потом прочитал такую же мысль у театрального педагога М. А. Чехова. Получается, можно играть главную роль в своем же спектакле.
— Вы награждены региональным знаком «Почетный наставник», как работаете с молодыми актерами, какие советы даете?
— Советы я давать не люблю, главное — это больше трудиться. Иногда надо быть строгим, но не хочется никого обижать. На репетициях просто стараюсь направлять актеров в нужное русло, чтобы они почувствовали роль. Конечно, без споров не обходится, но в итоге все получается.
— Вы приехали в Елец в 1995 году. Помните первое впечатление от города?
— Первый раз я приехал с гастролями еще в 1993 году. Елец тогда мне не очень понравился. Помню, в гостинице было холодно, отсутствовала вода, театр какой-то запущенный, не отреставрирован. Но ельчане встретили нас овациями, публика была, да и сейчас остается замечательной! Но это первое впечатление сложилось из-за ряда негативных причин. Теперь люблю Елец, считаю его родным. Да и невозможно не любить этот древний русский город.
— Вы, по сути, оказались среди тех, кто вернул Ельцу театр, какие возникали трудности, тем более тогда, в сложное для всей страны время?
— Когда приехали сюда, в «Бенефисе» по выходным убирали кресла и создавали площадку для танцев. И уже тогда стало ясно, что нужно делать ремонт, рассчитывали, как правило, на свои силы. Много ездили на гастроли и на вырученные деньги приводили помещение в порядок. Конечно, не обошлось без помощи местной власти, спонсоров и меценатов. И вот так за 30 лет общих усилий «Бенефис» стал одним из лучших театров страны.
— Выходя на сцену сейчас, вы волнуетесь, как и 50 лет назад?
— Конечно, не без этого. Я на всю жизнь запомнил советы актеров еще императорских театров, застал их, когда учился в Иркутске. Главное начать, а дальше все пойдет само! Следую этому правилу, когда выхожу на сцену.