В сентябре начнет работу единый всероссийский портал с лучшими университетскими дистанционными курсами. Зачем нужен новый сетевой “супервуз”? Многим ли студентам будет доступен “зачет-онлайн”? Какие лекции набирают в сети больше “лайков”? Об этом “РГ” беседует с одним из разработчиков проекта “Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации”, зампроректора по образовательным технологиям УрФУ Василием Третьяковым.

Лекториум, Универсариум, платформа “Открытое образование” – крупных площадок с онлайн-курсами в России хватает. Зачем нам еще одна?

Василий Третьяков: Новая площадка станет единым каталогом для онлайн-курсов с разных платформ в режиме “одного окна”. Плюс – даст достоверную информацию об их качестве. К примеру, выбираешь сопромат от МИСиС и “Открытого образования”, а в соседней вкладке – “Историческую географию” от ТюмГУ на Лекториуме, ну и на “закуску” слушаешь “Основы психолингвистики” от МПГУ на Универсариуме. При этом все курсы будут проходить через очень серьезную экспертизу у ведущих специалистов и содержать реальные отзывы студентов и преподавателей, которые с этими курсами работают.

Новый сайт-площадка “Современной цифровой образовательной среды” будет связан с информационной системой вузов?

Василий Третьяков: Мы хотим ввести электронные сертификаты о прохождении онлайн-курса. Студентам больше не нужно будет ждать идущий по почте бумажный документ, чтобы получить зачет. Кроме того, у молодых специалистов появится цифровое портфолио, которое станет серьезным преимуществом при приеме на работу. И вся эта информация будет напрямую попадать в информационные системы вузов, где учится студент, что позволит избежать ошибок и экономить время.

Когда стартуем?

Василий Третьяков: Техническая реализация проекта и подключение первых онлайн-площадок начнется в сентябре 2017. Первый этап охватит вузы, а в 2018 году к проекту подключатся школы и ссузы. По нашим расчетам, к 2025 году на открытых онлайн-курсах будут учиться до 11 млн студентов и школьников.

Этот проект скопирован с платформы “Открытое образование”, запущенной ведущими российскими вузами полтора года назад?

Василий Третьяков: “Открытое образование” – пилотная платформа, финансируемая самими вузами из внебюджетных источников. За 1,5 года на ней опубликовано более 150 онлайн-курсов, которые проходили более 300 000 человек из 20 стран. При этом в 60 университетах по всей России появилась реальная практика зачета результатов онлайн-обучения.

А “Современная цифровая образовательная среда” – это приоритетный национальный проект, курируемый Минобрнауки. Его задача – в том, чтобы вузы, ссузы и школы смогли включать онлайн-курсы в свои образовательные программы и ставить за них реальные зачеты. То есть, бюджетные средства пойдут не на создание контента, а на решение технических и методических вопросов. Цель – помочь всем платформам онлайн-обучения интегрировать свои курсы в государственную систему образования.

То есть курс – на тотальный онлайн?

Василий Третьяков: В перспективе ближайших 2-3 лет онлайн-курсы охватят большую часть направлений подготовки и на уровне бакалавриата, и на уровне магистратуры. А студенты получат возможность выбирать, в каком университете они хотят изучать ту или иную дисциплину, независимо от вуза поступления. Но это не значит, что все начнут учиться только по Интернету. Онлайн-курсы позволят сделать обучение более гибким и в перспективе поменять лекции, например, на проектную работу. То есть, всю теорию можно будет получить в режиме онлайн, а на парах активно собирать, к примеру, нового робота. При этом студенты, работая в команде над проектом, будут сами выбирать те курсы, которые позволят им решить практические задачи. Например, “Теория решения изобретательских задач” или “Самоменеджмент”. Конечно, такой выбор должен быть предоставлен с учетом требований ФГОС.

Кстати, “Самоменеджмент” стал самым популярным курсом Уральского федерального университета: его прослушали более 25 тысяч человек. Он помогает эффективно организовать время и распределить силы на учебу, преподаватели активно рекомендуют его студентам. При этом нас очень радует и высокий интерес к инженерным направлениям, ведь в создание технических онлайн-курсов приходится серьезно вкладываться: в них обязательны виртуальные лаборатории и тренажеры для практики.

Не сократится ли из-за такого онлайна штат преподавателей или число слабых региональных вузов?

Василий Третьяков: Региональные вузы никуда не денутся, но их модель работы, как и в ведущих, может измениться. Те университеты, где в аудиториях студенты будут вынуждены слушать лекции в старом формате, скорее всего, потеряют своих абитуриентов. В то же время, онлайн-обучение даст возможность каждому вузу в рамках существующих объемов финансирования стать более привлекательным для студентов и более эффективным с точки зрения формирования нужных рынку труда компетенций.


Официально


“Один из национальных приоритетных проектов посвящен развитию онлайн образования, и я хочу сказать, что в России с этим не все хорошо, – заявила заместитель министра образования и науки России Людмила Огородова на “Неделе медицинского образования” в Первом МГМУ имени И. М. Сеченова. – Очень много различных групп, которые были приобщены к развитию интернет-ресурсов, скомпроментировали эту тему в России. Многие продукты зачастую не имели требований и оценки качества, и, конечно никакого отношения не имели к учебным программам и планам конкретного учебного заведения. Кроме того, в России отсутствовала нормативная база, которая позволяла в сетевом формате работать по освоению курсов на базе онлайн образования. Ценность онлайн образования состоит в том, что вузы, в которых отсутствуют какие-то курсы и программы подготовки, могут заимствовать это в других университетах. Для этого сегодня мы развиваем целую группу университетов-лидеров”.

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ