новости города Ельца, новости Елец, елецкие новости, елецкая газета, Красное знамя

Афонин Никифор Федорович

0 74

Мой дед родился в апреле 1905 года в с. Архангельском Елецкого уезда в крестьянской семье. Он часто говорил, что окончил 3 класса и четвертый «коридор» церковно-приходской школы, что не помешало ему выучиться на машиниста паровоза. Об этом он мечтал с детства и стал лучшим специалистом елецкого локомотивного депо.
Его фотография и рассказ о нем до сих пор находятся в экспозиции музея локомотивного депо.


Известно, что во время войны немалый вклад в борьбу с фащистскими захватчиками внесли наши железнодорожники. К числу тех, кто особенно отличился, относится мой дед. Его подвиг описан в книге «Мужество», изданной в 1942 году. Одноименный рассказ в ней посвящен Н. Ф. Афонину. Пересказываю его краткое содержание.
В тот день дед только что вернулся домой из очередной поездки. Он не успел отдохнуть, как его вновь вызвали на работу.
Наскоро собравшись, простившись с женой и детьми, он пошел в депо. Вскоре после этого резервный паровоз, ведомый Афониным, уже мчался по рельсам. Ему помогала помощник машиниста Закревская. Паровоз прибыл в пункт назначения, на станцию Ефремов. Здесь начались ожесточенные бои с наступающими немцами. Но железнодорожники продолжали принимать и отправлять поезда. В это время на станции находился состав с боевой техникой, боеприпасами, людьми и еще два неполных состава. Н. Ф. Афонин решил во что бы то ни стало спасти ценный груз. Обстрел был столь сильным, что составители и стрелочники ушли в укрытие.
— Веди паровоз! — крикнул мой дед Закревской. — А я буду переводить стрелки и прицеплять вагоны.
Прикрываясь колесами вагонов, машинист пополз вперед, хотя ростом был 1 метр 90 см. Несмотря на град осколков и пуль, ему удалось выполнить задачу: это необычное формирование ж. д. состава закончилось благополучно.
— Ну, теперь поехали! — сказал Н. Ф. Афонин.
И паровоз, тяжело дыша, с трудом потащил за собой огромный состав.
Впереди показалась выходная стрелка. И тут выскочил фашистский лазутчик и перевел ее в тупик. Машинист среагировал мгновенно. Он резко затормозил, подскочил к стрелке и перевел ее в нужное положение. Это продолжалось несколько секунд. Затем поезд вышел на перегон и стал быстро удаляться от станции, обстреливаемой немцами. Вскоре подъехали к подъему. Н. Ф. Афонин разделил состав на две части и уехал с первой. Через полчаса возвратился за остальными вагонами. Ценный груз и люди были спасены.
За самоотверженный труд в условиях военного времени и успешное проведение поезда специального назначения мой дед был награжден орденом Ленина. Так всю войну Никифор Федорович и водил паровозы.
Затем его наградили вторым орденом Ленина, орденами Красного Знамени, «Знак почета», многими медалями.
Машинист Н. Ф. Афонин водил свои любимые паровозы уже и в пенсионном возрасте, пока были силы. Он вырастил троих детей. Умер в сентябре 1976 года. Память о нем свято хранится в нашей семье.
Г. ОРЛЯНСКАЯ,
внучка.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

 необходимо принять правила конфиденциальности
Новости ВРФ