Готовят резервы — и трудовые, и спортивные

0
178

Татьяна ЩЕРБАТЫХ


Вчера — выпускник, сегодня — преподаватель

Молодой преподаватель Елецкого железнодорожного техникума эксплуатации и сервиса Павел Васильев — выпускник этого учебного заведения. В его стенах он освоил профессию помощника машиниста тепловоза и электровоза, да так успешно, что с 2010 по 2015 годы занимал первые места на конкурсах «Лучший машинист Юго-Восточной железной дороги», представлял Ю.-В. ж. д. на всероссийских конкурсах в Вязьме, Челябинске, Нижнем Новгороде, Пензе, Абакане. В 2012 году Павла Васильева включили в рабочую группу ОАО «РЖД», разрабатывавшую новые инструкции по приборам безопасности. В то время он уже работал машинистом электровоза I класса пассажирского движения эксплуатационного локомотивного депо Елец — Северный. Активно участвовал в совершенствовании правил технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава в научно-исследовательском институте железнодорожного транспорта в Москве. Несколько лет назад опять же в столице представлял Юго-Восточную железную дорогу на викторинах по знаниям правил технической эксплуатации и получил звание эксперта ПТЭ.
Осознавая возможности талантливого молодого человека, директор техникума Виктор Андреевич Федяинов пригласил его к себе в учреждение — обучать железнодорожной профессии таких же юношей, каким в недалеком прошлом был сам Васильев. Вот так и получилось, что 1 сентября нынешнего года он вновь переступил порог родного техникума — только теперь уже в качестве преподавателя.
Этот пример — наглядное, убедительное свидетельство тому, как заведение среднего профессионального образования может служить отличным социальным лифтом всем тем, кто ставит целью своей жизни не только получить востребованную профессию, но и сделать хорошую карьеру, добиться признания и успеха.
Из бывших выпускников, которые пополнили ряды преподавателей Елецкого железнодорожного техникума эксплуатации и сервиса, знаменит не только Павел Васильев. Это еще В. Архипов, В. Грунин, В. Окорочков. Без таких талантливых наставников с большим производственным опытом, как А. Пиляев, Г. Якубенко, В. Хорошилов, В. Серова, А. Евсеев и другие, невозможно было бы подготовить достойную смену специалистам-железнодорожникам. Об этом говорят многочисленные заслуги студентов и выпускников техникума. Так, в 2007 году Владимир Калугин стал победителем Всероссийской олимпиады по профессиональному мастерству среди учащихся начального профессионального образования по профессии «Помощник машиниста электровоза». Спустя несколько лет Сергей Загибалов практически повторил результат своего предшественника, став призером этого же профессионального состязания. В феврале 2017 года Евгений Кузенко стал победителем конкурса профессионального мастерства ЦФО по профессии «Машинист локомотива».

Когда работодатель в шаговой доступности

Путевку в жизнь молодые люди — а их в техникуме обучается около 600 человек — получают в одном из старейших профессиональных учреждений города. Годом рождения нынешнего техникума стал предвоенный 1940-й: тогда решением исполкома Елецкого горсовета депутатов было открыто железнодорожное училище — первое в городе при Советской власти, готовящее кадры рабочих профессий, причем на полном государственном обеспечении. С того момента училище, которое несколько раз меняло статус и название (техническое училище № 1, профессиональный лицей № 1 и с 2014 года — железнодорожный техникум эксплуатации и сервиса), подготовило более 20 тысяч высококлассных специалистов стальных магистралей. В их числе — Герой Социалистического Труда, строитель БАМа В. И. Лакомов, бывший председатель исполкома Елецкого горсовета народных депутатов, директор завода «Гидропривод» И. Е. Атаманов, кандидат в мастера спорта СССР по плаванию, коллекционер Е. П. Крикунов, десятикратный чемпион мира по гиревому спорту Андрей Кравцов, мастер спорта СССР по военному троеборью, член сборной команды Вооруженных Сил СССР, отличник и заслуженный учитель профтехобразования РСФСР В. А. Окорочков, начальник локомотивной службы Юго-Восточной железной дороги В. А. Шестаков, в разные годы начальники локомотивного депо В. И. Грунин, С. П. Шеин и многие- многие другие.
Богатая история, сложившиеся десятилетиями традиции вкупе с современными условиями обучения, крепкой материальной базой, возможностями трудоустроиться и подняться по служебной лестнице делают нынешний техникум эксплуатации и сервиса одним из престижных профессиональных учебных заведений города и региона.
— По давней традиции мы готовим кадры для предприятий железной дороги. Соответственно у нас налажен тесный контакт как с самой компанией, так и предприятиями нашего региона. Все без исключения профессии, которые получают наши выпускники, востребованы, — рассказывает директор техникума В. А. Федяинов. — Мы, можно сказать, находимся в шаговой доступности от потенциальных работодателей, знаем их требования, а они — наши возможности. Такое партнерство позволяет готовить специалистов необходимого уровня и по тем направлениям, в которых предприятия железной дороги испытывают надобность. Например, парни, получающие у нас профессию машиниста тепловоза на бюджетной основе, учатся еще и на коммерческой — на машиниста электровоза, и наоборот. А все потому, что локомотивщикам нужны специалисты, имеющие навык работы и на тепловозе, и на электровозе. Мы эту особенность знаем, потому даем нашим выпускникам возможность получить обе профессии.
Чтобы они могли легко адаптироваться на работе, техникум год от года наращивает свою материально-техническую базу. Кабинеты, учебные аудитории, лаборатории оснащены современным оборудованием, моделями, узлами, агрегатами и деталями локомотивов и вагонов электропоезда. Есть и учебный полигон — он представляет собой специальную площадку, оборудованную основными элементами железнодорожного пути и комплексом устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), что дает возможность проводить занятия с будущими электромонтерами в условиях, максимально приближенных к производственным. Кстати, в апреле будущего года техникум получает аккредитацию на две новые специальности среднего профессионального образования — «Техническая эксплуатация подвижного состава железнодорожного транспорта» и «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте», что позволит готовить кадры более высокого уровня.
Безусловно, прочные и надежные партнерские отношения с основным работодателем — ОАО «РЖД» — дают техникуму возможность использовать его мощный потенциал.
— У нас в соответствии с распоряжением руководства компании «РЖД» есть уникальная возможность заключать сетевые договоры и использовать все тренажеры, обучающее оборудование, которое есть на железнодорожном транспорте, — рассказывает директор техникума В. А. Федяинов. — Причем делается это на бесплатной основе. К примеру, благодаря такому договору мы плотно сотрудничаем с елецким подразделением Юго-Восточного учебного центра профессиональных квалификаций, где наши воспитанники имеют возможность обучаться на всех тренажерах.
— Но и это еще не все, — продолжает Виктор Андреевич. — В течение учебного года мы подключены к электронной базе учебно-методического центра по образованию в ОАО «РЖД», наши студенты пользуются библиотекой, насчитывающей почти 800 специальных книг, то есть они могут получать информацию как в электронном виде, листая страницы на экране компьютера, так и скачать нужные разделы и использовать их на привычном бумажном носителе.
Материально-техническая база техникума, высокопрофессиональный преподавательский состав позволяют ему не только готовить новые кадры, но и повышать квалификацию уже имеющимся. Сертификационный центр техникума входит в состав четырех образовательных учреждений Липецкой области, рассматривающих присвоение разрядов. А еще В. А. Федяинов рассказывает, что сегодня большой популярностью пользуется профессия проводника, многие ельчане и жители области, имеющие совсем другие специальности, весьма далекие от железной дороги, заканчивают трехмесячные курсы, устраиваются на работу и потом шлют благодарности за то, что наконец-то нашли ту работу, о которой мечтали…

Аркашины последователи

Рассказ о железнодорожном техникуме эксплуатации и сервиса был бы неполным без главы о спортивной жизни учебного заведения. По давней традиции в СССР учащиеся учебных заведений профтехобразования входили в состав спортивного общества «Трудовые резервы». Молодежь и в самом деле была потенциалом экономики и промышленности страны и надеждой в сфере физкультуры и спорта. Выпускники профессиональных училищ всегда с гордостью приводят пример: первый космонавт Земли Юрий Гагарин — выпускник системы профтехобразования и член общества «Трудовые резервы»!
Впрочем, в истории техникума есть свои герои, ставшие кумирами не одной сотни елецких парней и девушек. Безусловно, это в первую очередь легендарный руководитель здешнего физвоспитания с 1940 по 1982 год (!) Аркадий Федорович Иванов. Он подготовил целую плеяду кандидатов и мастеров спорта, за что училище было награждено переходящим знаменем Госкомитета СССР по физкультуре и спорту, медалью Госкомитета по профессионально-техническому образованию «Лучший коллектив». Иванов был тренером от Бога, под его началом футболисты елецкого «Локомотива» становились чемпионами области и Юго-Восточной железной дороги. Позже «Торпедо» завода «Гидропривод» под его руководством выиграло кубок Юга России по футболу среди заводских команд. Его знал практически весь город: известен случай, когда водитель рейсового автобуса, увидев среди пассажиров Аркашу, как его ласково называли коллеги и ученики, свернул с маршрута и в знак уважения и признательности довез Иванов прямо до дома.
Во все времена спортсмены техникума свято следуют традициям побеждать, заложенным А. Ф. Ивановым. Свыше 40 из них добились значительных результатов, поднимались на пьедестал почета в соревнованиях разного ранга. А тут еще и директор учебного заведения В. А. Федяинов — ярый приверженец здорового образа жизни, в прошлом — успешный лыжник, культивирует во вверенном ему учебном заведении физкультуру так, как будто готовит не железнодорожников, а мастеров спорта. По его инициативе расположенный рядом пустырь стал отличной многофункциональной спортплощадкой. Так что не случайно студенты техникума — неизменные победители и призеры состязаний города и области. К примеру, именно воспитанники Федяинова будут представлять регион на Всероссийских соревнованиях ГТО среди учебных заведений профобразования. Сам он неизменно возглавляет традиционный легкоатлетический пробег по улицам города в честь ветеранов Великой Отечественной войны, на который выходят все студенты, преподаватели, мастера производственного обучения. А в холлах техникума награды за учебу, освоение профессии соседствуют с многочисленными Кубками, медалями и призами за достижения в спорте.
По-иному и быть не может, ведь здесь готовят резервы — и трудовые, и спортивные.

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

 для диалога необходимо принять правила кофиденциальности и пользовательского соглашения *