Творят прогресс

0
355

 


В минувшую субботу свой профессиональный праздник отмечали изобретатели и рационализаторы — люди, чья творческая деятельность двигает вперед многие сферы человеческой жизни.

В Ельце одной из самых активных структур, работающих в этом направлении, остается студенческое конструкторское бюро (СКБ) ЕГУ им. И. А. Бунина. Оно действует на базе агропромышленного института, а возглавляет этот кружок молодых, одаренных людей признанный мэтр, профессор, доктор технических наук Евгений Васильевич Сливинский.
В июне благодаря СКБ копилка объектов интеллектуальной собственности елецкого университета пополнилась еще тремя патентами на изобретения, засвидетельствованными по всем правилам государственной регистрации в Роспатенте РФ. Новшества касаются железнодорожной техники и вполне могут быть использованы РЖД для улучшения конструкций тепловозов и электровозов.
Кстати сказать, в текущем году елецкому локомотивному депо Елец — Северный согласно договору передана научно-исследовательская работа студентов, магистрантов и аспирантов ЕГУ им. И. А. Бунина, касающаяся темы модернизации базы ходовых частей тепловозов, что позволит при помощи ряда технических нововведений усовершенствовать эти машины.
В работе над проектом участвовали Е. В. Сливинский, С. Ю. Радин, В. И. Киселев, М. И. Шепелев, С. В. Елецких, С. С. Бунеев, Е. Е. Агафонова и О. А. Никитина.

НАША СПРАВКА:
Е. В. Сливинский — профессор, доктор технических наук. В числе главных наград ученого — нагрудный знак «Изобретатель СССР», медали ВДНХ СССР, нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования РФ». Российская академия естествознания присвоила ему почетное звание «Основатель научной школы», а также медаль имени Альфреда Нобеля. Кроме того, Е. В. Сливинский — обладатель золотых медалей Американо-российского делового союза (ARBU) за инновационные разработки, а также лауреат множества Дипломов, в том числе и международных с различных выставок. На его счету свыше 1200 научных публикаций, авторских свидетельств и патентов (подробнее об ученом — на сайте «Красного знамени» www.kznam.ru).

 

Изобретатель

Мы живем в странное время, когда знаменитостями в одночасье становятся хамоватые олигархи, устраивающие различные непотребства на зарубежных курортах, какие-то оголтелые (мягко говоря) женщины, выплясывающие в храмах, или алчные чиновники, ворующие у государства миллиарды рублей.

При этом о реальных героях нашей сегодняшней жизни, тех, кто действительно пашет, жнет, созидает, творит, работает на благо Родины, подавляющая часть СМИ «скромно» умалчивает. Мало того, многие воротилы от масс-медиа внушают: мол, целевая аудитория (то бишь мы с вами) жаждет лишь «жареных» фактов, убойного эпатажа, сенсационных разоблачений. А трудовые будни и достижения скромных тружеников никому не интересны. Да к тому же их, достижений, вроде как и вовсе нет…Справедливо тут, пожалуй, одно. Настоящие герои действительно скромные люди, не привыкшие выпячивать себя и свои заслуги. Такие, например, как Евгений Васильевич Сливинский.

Как моряк изобретателем стал

Евгений Васильевич родился 27 октября1936 года в Ташкенте. По окончанию школы решил поступать в Одесское мореходное училище. На выбор будущей профессии повлиял дядя — штурман океанского судна, много рассказывавший племяннику о романтике морских походов. Однако на деле для Евгения все вышло куда прозаичнее. Закончив «мореходку» по специальности «Механизация грузовых работ», молодой специалист был направлен по распределению в порт Архангельска и с 1958 по 1961 годы трудился здесь.

Суровый север не пленил сердце парня. Навигация в порту длилась всего около 3 месяцев. В остальное время доки находились в зимней спячке. Возможно, из-за этого деятельный юноша решил вернуться на родину, в Ташкент.

Поначалу устроился на здешний тепловозовагоноремонтный завод. Попутно поступил и успешно закончил учебу на вечернем отделении механического факультета Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта. Дальше — больше. Е. В. Сливинский защитил кандидатскую диссертацию, увлекся прикладной наукой, рационализаторством и изобретательской деятельностью.

Экономический эффект

Размышляя о времени, Евгений Васильевич с грустью вспоминает, что тогда на каждом мало-мальски уважающем себя предприятии было специальное конструкторско-технологическое бюро (СКТБ) или бюро рационализации и изобретательства (БРИЗ). Заводские и фабричные инженеры стремились облегчить, улучшить, усовершенствовать производство и качество выпускаемой продукции. Сегодня, увы, такой подход остался в прошлом. Да и от многих предприятий, а то и отраслей промышленности нынче не осталась и следа. А ведь экономический эффект от деятельности многочисленных СКТБ и БРИЗов был колоссальный.

К примеру, в результате исследовательской деятельности Е. В. Сливинского и его коллег в 1989 году были усовершенствованы узлы и агрегаты ряда сельхозмашин, применяемых в хлопководстве. Так вот выгода от этих улучшений составила свыше 20 миллионов рублей в год (в тогдашних советских рублях)!

Иностранцы просят: давай, давай!

После развала СССР и активизации узбекских националистов Е. В. Сливинский и его супруга решили покинуть Ташкент. В 1995 году семья перебралась в Елец. Евгению Васильевичу нашлась работа в ЕГПИ (ныне ЕГУ им. И. А. Бунина). Здесь он основал и по сию пору возглавляет студенческое конструкторское бюро, которое с полным правом можно назвать научной школой для молодежи.

Это уникальное объединение творческих людей, занимающихся под руководством своего наставника совершенствованием конструкций железнодорожного и автомобильного подвижного состава, строительно-дорожных, сельскохозяйственных машин, промышленного оборудования. За свои научные разработки и изобретения студенческое конструкторское бюро получило десятки дипломов и медалей.

С  2004 по 2018 год здесь было получено более 300 патентов РФ на изобретения! Кроме того, несколько разработок кафедры прикладной механики и инженерной графики ЕГУ им. И. А. Бунина, которой руководит профессор Е. В. Сливинский, отмечены золотыми медалями международной бизнес-корпорации ARBU, штаб квартира которой находится в Нью-Йорке. Работы Евгения Васильевича и его учеников неоднократно печатались в зарубежных научных журналах. Причем те же американцы, отдавая должное находчивости и изобретательности русского профессора, готовы продолжать сотрудничество и просят Е. В. Сливинского рассказать о своих новых разработках и изобретениях.

Российские тормоза

Увы, российские научные журналы подобной активностью похвастаться не могут. Удивительно, но уникальные разработки Евгения Васильевича почти не интересуют отечественных инвесторов, даже тех, для кого эти самые разработки предназначены. Простой пример.

Многие знают, что тормозная система железнодорожных вагонов действует от сжатого воздуха. Поэтому все вагоны снабжены специальными резервуарами, в которых хранится запас воздуха под давлением. Если по какой-то причине резервуары опустеют, то вагоны (к примеру, стоящие на железнодорожном пути под уклоном) самопроизвольно покатятся и могут в итоге наделать немало бед. Подобные казусы, кстати, случались неоднократно и сопровождались большими убытками.

Для предупреждения таких ситуаций испокон веку применяются железнодорожные тормозные башмаки. Это такие металлические скобы, которые составители поездов вручную подкладывают под колесные пары вагонов для их остановки в нужном месте, на железнодорожных путях. Так вот Сливинский разработал более эффективное, надежное и дешевое средство позволяющее обходиться без башмаков.

Казалось бы, изобретение должно было заинтересовать российских железнодорожников. Ан нет! Мало того, когда несколько лет назад Евгений Васильевич напрямую обратился со своей идеей к одному из высокопоставленных чиновников Ю.-В. ж. д., тот лишь равнодушно пожал плечами и ответил, что, мол, РЖД интересует, прежде всего, прибыль — «быстрые деньги». А внедрение новшества потребует затрат, которые не входят в планы железнодорожных чиновников. Вот вам и российские «тормоза».

Опасная идеология

В 2012 году американское научно-академическое издательство SAP в своем журнале опубликовало статью ельчан Е. В. Сливинского, С. Ю. Радина, И. Н. Гридчиной и В. В. Новоселова о новой разработке, позволяющей значительно повысить надежность колес большегрузного автотранспорта и прицепов к нему. Оригинальная конструкция новшества, по мнению специалистов, имеет мировую новизну и получила 2 российских патента на изобретения. Новинку уже сейчас можно внедрять в практику автомобилестроения.

Однако рискну предположить, что вряд ли наш родной автопром первым опробует эту разработку. При этом изобретениями Е. В. Сливинского и его коллег живо интересуются за рубежом. Не исключено, что их там даже внедряют, что называется по-тихому. Логика такова: раз вам это не надо, мы с удовольствием возьмем себе на вооружение.

К сожалению, после распада СССР в России на смену коммунистической, пришла куда более вредная и опасная, на мой взгляд, идеология. Идеология «большого хапка», когда наделенные властью или иными возможностями «элиты» на самых разных уровнях стремились урвать как можно больше для себя любимых. Здесь и сейчас. И пока в Отечестве в чести такие идеи, его знаменитостями по-прежнему будут все, кто угодно, кроме нормальных людей, настоящих героев — российских ученых, инженеров, учителей, рабочих. Таких, как профессор Е. В. Сливинский.

Остается надежда на то, что в последние годы, ситуация, пусть и медленно, но все же меняется. Наша страна использует новые технологии и разработки собственных ученых в строительстве (взять хотя бы уникальный проект —  крымский мост через морской пролив), оборонной промышленности, машиностроении… Все это заставляет с оптимизмом смотреть на деятельность наших изобретателей и рационализаторов. Уверен, их идеи обязательно будут востребованы и использованы в России.  

Роман ДЕМИН.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

 необходимо принять правила конфиденциальности