Первый в елецком небе

0
124

Надежда КОНОВАЛОВА,
краевед

Вскоре после катастрофы прокурорским надзором проведено следствие на ипподроме: изучалась причина падения, проводился осмотр самолета и т. д.
Приехавший вместе с авиатором механик Лебедев по поводу случившейся катастрофы заявил, что еще до начала полетов говорил, чтобы летчик не делал маленького круга, а пролетел по прямой линии и в поле сделал плавный поворот, чтобы вернуться на ипподром. Когда Золотухин начал делать приготовление к виражу, Лебедев закричал: «Боже мой! Что он делает, что делает?». И, увидев, что Золотухин сделал вираж, вновь воскликнул: «Смертельное падение!». Он бросился бежать в сторону аппарата, который уже падал на землю.

Читайте также первую часть материала:

Первый в елецком небе

Эта трагедия произошла в нашем городе 107 лет назад. «Петербургская газета» в 1911 году в заметке «Еще одна жертва русской авиации» сообщала: «Елец, 16 августа. В городе Ельце погиб штабс-капитан Золотухин.

 

По поводу причины катастрофы механик Лебедев заявил, что мотор был в полной исправности в момент поднятия аппарата с земли. Падение произошло из-за слишком резкого виража. По поводу взрыва, слышанного многими из публики, Лебедев заявил, что взрыва не было, иначе бы воспламенился бензин, и аппарат сгорел, чего не произошло.
Отвечая на вопрос, работал ли в момент падения мотор, Лебедев заявил, что он не был выключен и работал до касания с землей, доказательством чего служит деформация нескольких цилиндров, некоторых клапанных гнезд и поломка распределительных рычагов.
Лебедев служил и летал с известным авиатором Васильевым, был опытным механиком и поэтому смог дать исчерпывающий ответ, что М. М. Золотухин в момент падения сидел в аэроплане и вылетел из сиденья лишь тогда, когда аппарат ударился о землю, и поэтому авиатор и был придавлен средней частью мотора.
Несколько вопросов дознаватели задали присутствовавшему на похоронах военному летчику-авиатору барону Корфу. Был среди них и такой: «Какого он мнения о случившейся катастрофе?».
Барон Корф заявил, что он лично не присутствовал при полете, а пользуется лишь сообщениями очевидцев, на основании которых, сообразуясь с законами авиации, может заявить, что причиной падения, безусловно, является резкий крутой поворот, неисправность мотора.
Далее из объяснений барона Корфа выяснилось, что при падении аппарата, ударяющегося пропеллером о землю, при работе мотора образуется глубокая яма, изрытая винтом, чего в данном случае не было.
Гибель летчика стала трагедией для ельчан, в том числе и для талантливого поэта-земляка П. Т. Шацкого, который буквально через несколько дней после катастрофы написал стихотворения «Толпа и летчик» и второе, без названия, посвященное гибели летчика, поднявшего первый самолет в небо над Ельцом. Стихотворения опубликованы в газете «Елецкая жизнь». Вот несколько строк из них:
Всех покорил свободным
                             взлетом,
Всех до себя на миг поднял…
И за красивым поворотом
На землю мертвым он упал.
Аэроплан, в котором погиб авиатор, после судебного осмотра был разобран и сдан на хранение Д. М. Золотухиным (братом погибшего) на товарную станцию, где самолет находился до 29 августа. Чуть позже его перевезли в полицейскую часть, где вновь составили подробную опись всех частей. При этом выяснились некоторые подробности, о чем раньше не было известно. Против механика Лебедева возбудили дело по обвинению его в краже некоторых инструментов и частей аэроплана на сумму более 200 рублей.
Что же могло быть причиной гибели пилота? Газеты тех лет писали: «Одни утверждают, что летчиком был сделан слишком крутой поворот, другие — что мотор и аппарат находились в неисправном состоянии после аварии самолета на гатчинском аэродроме 12 июля 1911 года; иные же вообще считают, что заграничные самолеты системы «Блерио» с авиамотором «Гном» не прошли достаточного испытания и что поэтому летать на них небезопасно, тем более если мотор уже находился в ремонте в кустарной мастерской».
«Были и такие, которые считали причиной трагедии слабые навыки пилота в пилотировании самолета (10 августа сдал экзамен, а 15 августа уже выполнял публичный полет в Ельце) или отказ авиационной техники, а возможно, все сразу — и первое, и второе».
Бытовало предположение о том, что катастрофу умышленно подстроил миллионер-рыбопромышленник Воронин, которому принадлежал самолет, предварительно застрахованный им на 10000 рублей золотом в иностранном банке.
Виновных в этой трагедии так и не нашли. Настоящая причина падения осталась до конца не выясненной (см. также видео в группе «Красное знамя» ВКонтакте «Первый полет»).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

 необходимо принять правила конфиденциальности