Крупповская сталь над Быстрой Сосной

0
69

Адольф ШЕВЕЛЮК,
преподаватель


85 лет назад, 15 сентября 1933 года, состоялись испытания Каракумского моста (длина 198 метров). Он стал символом города, таким, как Вознесенский собор или Успенская церковь.

Случайное совпадение

Приходится сожалеть, что елецкие архитекторы почему-то выбрали бывшую Каракумскую площадь для сооружения на ней монумента Победы, не подобрав для него более удачного места. А как было бы здорово, если б тут стоял памятник: легковая машина 30-х годов, ее «пилоты» в кожаных тужурках, шлемах и защитных очках.
Строительство высоководного моста в Ельце было необходимо еще до революции.
И вот наконец в 1933 году Каракумский мост в Ельце был построен. Аккурат к автопробегу Москва — Каракумы, который проводился для рекламы выпущенных в Советском Союзе автомобилей. Некоторые авторы считают, что мост возвели как раз для этого пробега. Нет, просто два события (автопробег и открытие моста) совпали по времени. Бывают такие счастливые совпадения.
На фотографии Елецкого краеведческого музея, датированной 15.09.1933 года, мы видим испытание моста при сдаче. Сейчас трудно поверить, но тогда на мост поставили все автомобили, имеющиеся в городе: и грузовые, и легковые. Сравнить с современным Ельцом невозможно — в любом из двух десятков гаражных кооперативов их значительно больше. Мост выдержал автомобили вместе с шоферами, руководителями Ельца и их женами, и стал неотъемлемой частью городского пейзажа.
Но при детальном рассмотрении фотографии видим, что мост не совсем такой, каким мы привыкли его видеть.
На фотографии нет еще решетки, которая защищала бы пешеходов от падения в реку, но ее обязательно поставят, так как на фотографии видны столбики для нее. А самое главное отличие
— видимые фермы пролетов сделаны из стволов деревьев.
Как и когда фермы моста стали металлическими?
Для выяснения этого вопроса придется окунуться в историю совсем другого моста — Керченского, расположенного далеко на юге от Ельца и названного Крымским, соединяющего Крымский и Таманский полуострова.

Николай, Сталин, Гитлер

Соединить Крым с Таманью — заветная мечта нашего последнего императора Николая II. Он дал задание архитекторам создать проект моста, но строить его не пришлось — началась Первая мировая война.
Руководитель Советского государства И. В. Сталин тоже занимался этим вопросом. По его поручению в конце 30-х годов советские ученые спроектировали масштабное сооружение — железнодорожную линию от Херсона до Поти через Керченский пролив. Ее главной составляющей был мост. Он должен был состоять из металлических ферм. Но наши заводы, занятые в то время другими проблемами (строительством тракторов, различного рода машин и т. д.), не могли осилить создание такого количества крупнотоннажных деталей, и СССР заказал их концерну Круппа из дружественной тогда Германии. Немцы обрадовались крупному заказу и почти его выполнили. Осталось только перевезти металлоконструкции на Тамань. Но грянула война. Крым и Тамань оказались в руках захватчиков.
Одержимый идеей создания дороги из Германии в Индию Гитлер, думая, что с Россией уже покончено, приказал немецким инженерам спроектировать и построить железнодорожный мост из тех же самых сегментов, что делали на заводах Круппа для СССР. Все детали ферм перебросили к месту строительства в Крым. Но наступление Красной Армии все эти работы остановило, и все материалы для возведения супермоста достались победителям. Небольшую их часть потом перевезли в Елец для ремонта Каракумского моста.
Вот откуда на нем крупповская сталь, считавшаяся когда-то, да и сейчас, наилучшей.

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

 для диалога необходимо принять правила кофиденциальности и пользовательского соглашения *