Про мост, автопробег и случайные совпадения

0
147

Роман ДЕМИН,
roman@kznam.ru


В нашей газете был опубликован краеведческий материал педагога Адольфа Шевелюка об истории создания Каракумского моста. В продолжение этой занимательной темы мы публикуем дополнения, касающиеся автопробега Москва — Каракумы — Москва, в честь которого и был назван елецкий мост, а также информацию об этом сооружении. В частности, в статье Шевелюка было упомянуто о случайном совпадении сроков введения в строй Каракумского моста и пробега Москва — Каракумы. Но…

 

Случайно ли спешили?

Не зря говорят: всякая случайность — есть непознанная закономерность. Вот и в истории с возведением моста таких «случайностей» несколько. Начнем с того, что активно строить его начали в 1931 году, как раз, когда организаторы составляли план автопробега Москва — Каракумы.

Каракумский мост, конец 1942 — начало 1943 года.


 

Скорее всего, именно поэтому со стройкой в Ельце спешили и оттого опоры гидросооружения (быки) делали из камней, снятых с надгробий старого засосенского кладбища (ныне на его месте расположены ж. д. техникум и школа-гимназия № 97), а также с других городских погостов. Конечно, кощунство! Но тогдашним атеистически настроенным «прорабам новой жизни» оно таковым вряд ли казалось. Да и как иначе завершить стройку к автопробегу, в честь которого назовут сданный объект? Известно, что бывало с «не справившимися с ответственными поручениями» в 30-е годы. Они не писали объяснительных, их попросту объявляли «саботажниками», «врагами народа», и далее судьбы таких людей резко менялись или вовсе обрывались.

Зачем ехали, кто и сколько?

В том же (1931 году) в Москве закончилась реконструкция автозавода АМО. Нужно было испытать выпускаемую технику, а также машины нового горьковского завода. Для этого и придумали масштабный, как сейчас говорят, проект: автопробег по маршруту Москва — Каракумы — Москва. К своеобразному экзамену привлекли не только советские, но и американские машины. Всего в ралли было задействовано 96 человек на 23 автомобилях.
Со старта (6 июля 1933 года) из столицы СССР в путь через Горький, Чебоксары, Казань и далее отправились шесть легковых машин ГАЗ-А, шесть грузовых полуторатонных ГАЗ-АА, два опытных образца трехосных ГАЗ-ААА, четыре 2,5-тонные грузовика АМО-3, одна экспериментальная трехоска НАТИ-ГАЗ, а также три импортных трехосных Ford-Timken и один грузовик Ford-АА.

Автомобиль ГАЗ-А во время пробега Москва — Каракумы — Москва.


 

Оставив позади пески Средней Азии и тысячи километров ужасных российских дорог, за 86 дней участники ралли проехали 9 тысяч 400 километров. Из них шоссейными (да и то низкого качества) были чуть более 2 тысяч километров.
Финиш состоялся в Москве 30 сентября 1933 года (испытания Каракумского моста прошли 16 сентября), до него добрались все автомобили, их водители и пассажиры. И это при том, что тогда не было современных систем навигации и прочих технических «примочек», помогающих современным спортсменам в пути. Пожалуй, это настоящий подвиг!
Из Средней Азии машины возвращались через Ростов-на-Дону, Харьков, Воронеж и Тулу, так что миновать Елец автопробег никак не мог.

Первая в мире резина из картошки

Ралли двигало вперед не только строительство, но и экономику в целом и даже науку СССР. Именно тогда на советских машинах появилась техническая новинка — широкопрофильные шины (их называли «сверхбаллоны»). Авторезину увеличенного профиля разработал Московский НИИ шинной промышленности, причем из отечественного синтетического каучука. Наши ученые научились синтезировать его (первыми в мире!) из картофельного спирта на новых химзаводах в Воронеже, Ярославле и Ленинграде. Многие советские газеты после авторалли писали: «Каракумский пробег показал, что тропические каучуконосы — гевея и хондрилла — могут теперь посторониться и уступить место воронежской картошке» (вот вам пример настоящего импортозамещения! — прим. Р. Д.).
А еще благодаря историческому автопробегу на советских машинах появились усиленные мосты, более совершенные системы охлаждения двигателей, воздушные фильтры. Кроме того, в стране были построены десятки таких стратегических объектов, как Каракумский мост, очень пригодившиеся в годы Великой Отечественной войны.

Стратегический объект

А Шевелюк правильно отметил, что изначально перекрытия и фермы Каракумского моста были деревянными.
В 1942 году, после очередного налета фашистской авиации на Елец, все это хозяйство было разрушено и сгорело. Мост как стратегический объект восстановили в 1943 году по решению Государственного комитета обороны (ГКО). Инженеры и строители вновь спешили, поэтому разобрали где-то в Средней Азии стальной клепаный мост (по всей видимости, железнодорожный) и перевезли конструкции в Елец. Здесь пролетные перекрытия собрали вновь. Через обновленное гид­ротехническое сооружение на фронт пошли колонны солдат и техники, в том числе готовившиеся принять участие в Курской битве, 75-летие которой отмечалось 23 августа.
В августе 1943 года крупповские металлоизделия, о которых упоминает А. Шевелюк в своей статье и которые якобы привезли в Елец из Крыма для восстановления Каракумского моста, никак не могли оказаться в нашем городе. Ведь полуостров оставался под фашистской оккупацией до весны 44-го.

Метаморфозы

В 1970 году Каракумский в очередной раз подлатали: сняли скопившиеся за долгие годы наслоения асфальта и уложили новый настил. После этого мост верно служил городу еще почти с десяток лет, выдерживая на себе грузопоток городского транспорта и пешеходов. Однако с введением в строй нового железобетонного гид­росооружения, связавшего два берега Быстрой Сосны, старичок Каракумский стал выполнять роль только пешеходного путепровода.
Он стремительно ветшал. Вскоре были закрыты его консольные тротуары, располагавшиеся по краям сооружения. А в конце 90-х годов мост закрыли вовсе, так как межпролетные перекрытия окончательно износились.
Свое второе рождение Каракумский мост пережил в апреле 2005 года, когда здесь начались восстановительные работы. Специалисты из мостоотряда № 126 вручную заменили все заклепки (а это несколько тысяч штук!) старого пролетного строения. Его очистили от ржавчины и заново покрасили, заменили ветхие детали и старое покрытие, затратив на это дело более 18 миллионов рублей.
Наконец 4 ноября 2005 года Каракумский мост был торжественно открыт для движения пешеходов. Сегодня он украшение города и, безусловно, его достопримечательность. По новомодной традиции (ей не более 10 лет) на здешние перила вешают замки молодожены в знак крепости семейных уз. При этом молодые люди вряд ли задумываются, какие метаморфозы пережил мост за свою историю, которая, к счастью, продолжается.

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

 для диалога необходимо принять правила кофиденциальности и пользовательского соглашения *