«А ну, кому воды холодной!»
Владимир ДУРНЕВ,
член Союза журналистов РФ
Прочел в газете «Красное знамя» статью Адольфа Шевелюка о елецких водоносах и вспомнил свое военное детство, как вместе со сверстниками носили воду на продажу на мясной базар.
Необыкновенный
мясной базар
Но вначале надо немного рассказать о самом базаре. Место было необыкновенное! Представьте: 1944 год, война еще идет, но город уже не бомбят. Народ живет голодно, продукты — по карточкам. Все силы СССР брошены на разгром гитлеровской орды.
На мясном рынке тем временем своя жизнь. По базарным дням столпотворение: сюда идут пешком из близлежащих сел, приезжают на телегах. Селяне несут и везут продукты животноводства — молоко, творог, сметану, сливочное масло, куриные яйца… А по осени еще мясо, самое разное — говядину, свинину, баранину, птицу.
А какое тогда было молоко! Вкуснятина! Томленное в русских печах до коричневатого цвета с пенками, а сверху в молоке плавали кусочки топленого жира. И кислушка (простокваша) — тоже из томленого молока. Все это можно было купить и поесть прямо тут, на рынке. И здесь же на закопченных скоровородках, стоящих на керосиновых лампах и примусах, выпекались блины и оладьи из теста, которое подходило рядом в кастрюлях и корчагах. Вкус молочных продуктов и так был необыкновенно хорош, а с теплыми блинами и оладьями получалось что-то невыразимое.
Чем промышляла ребятня
Здесь же, на рынке, продавали конфеты, пряники, булочки. Эти очень вкусные изделия готовили частники. Мы, полуголодные мальчишки, жившие в районе мясного базара, пытались как-то заработать деньги, чтобы покушать необыкновенные вкусности. Я, например, чистил картошку. Наловчился делать это быстро и аккуратно. Ведро очисток набиралось за неделю. Нес их на базар и продавал. А что, хозяйки с удовольствием брали кормить скотину — поросят, коз, овец, кур. Выручал таким образом 2 — 3 рубля. Для восьмилетнего мальчишки — заработок! Билет в кино тогда стоил рубль, столько же — конфета или пряник. Кинотеатр в Ельце был один — «Ударник» (сейчас в этом здании на пл. Ленина школа искусств). Фильмы шли весь день с 9 утра до 9 вечера. За это время показывали, наверно, сеансов пять. Перед началом художественного фильма демонстрировался киножурнал о боевых действиях наших войск и налаживании жизни на освобожденных территориях. Кинотеатр всегда был переполнен.
А еще мы, мальчишки, подворовывали у деревенских лошадей, что привозили своих хозяев на базар, сенцо и овес. Ворованное тоже продавалось горожанам, водившим домашнюю скотину.
Как я был водоносом
А теперь вернусь к тому, с чего начал: расскажу о военных водоносах. У меня был большой пятилитровый чайник. Я наполнял его в колонке на улице Ленина (она, кстати сказать, и сейчас там стоит) и нес на рынок. Лето, жара, людей на базаре много, а попить негде. А вот и я: « Ну, кому воды холодной! Вот холодная вода!». Ко мне очередь! Наливаю воду в принесенную с собой кружку. Несколько минут — и чайник пустой. А в кармане позвякивают денежки, небольшие, но свои. Снова в следующий рейс за водой. И так делал по нескольку ходок за день.
И еще о воде. На мясном рынке стояли два небольших павильона, в них трудились фотографы. А для работы с пленкой и фотобумагой, как известно, вода тоже нужна. Мы, мальчишки, ею и обеспечивали.
Мы, пацаны военных лет, борясь с голодом, зарабатывали не только для своего карманного бюджета, но и помогали семьям: ловили рыбу, отлавливали и сдавали в заготсырье сусликов, собирали весной осенние потери картофеля… Все дети войны так жили, рано взрослели, становились самостоятельными. Такое время было!