Николай Курбаев — человек-легенда
Ровно 70 лет назад, 27 ноября 1953 года, в Ижевске в цыганской семье родился Николай Алексеевич Курбаев, которого сегодня с полным правом можно назвать легендой елецкого спорта. Ведь именно он был одним из тех, кто стоял у истоков елецкой школы борьбы.
Мастер спорта международного класса по самбо, мастер спорта СССР по дзюдо, трехкратный призер СССР, двукратный чемпион СССР, победитель различных международных турниров, чемпион мира (!) по борьбе самбо Н. А. Курбаев, несмотря на все эти громкие титулы и звания, был и остается скромным, добродушным, полным обаяния человеком.
Секция в Детском парке
В начале 60-х годов прошлого века его родные перебрались в Липецк, а затем осели в Ельце. Скорее всего причиной оседлости стал Указ Президиума Верховного Совета СССР (1956 г.) о запрете цыганам (кочевому народу) свободного передвижения по миру. Нарушение этого госраспоряжения грозило пятью годами ссылки с исправительно-трудовыми работами.
Но нет худа без добра: в Ельце тянувшийся к спорту мальчишка успел походить в секцию бокса, а затем увлекся футболом. Однажды шел на тренировку на стадион «Труд» и по пути узнал от друга, что неподалеку, в Детском парке, местные энтузиасты организовали кружок, в котором изучают тогда еще мало кому известную борьбу самбо.
Этот таинственный термин, означавший самооборона без оружия, заинтриговал пятнадцатилетнего Колю и заставил отправиться в парк, где мальчишка отыскал группу парней. В их числе были неформальные лидеры коллектива — Виктор Ильин (он тренировался у легендарного А. А. Харлампиева, основателя советского самбо), а также Александр Соколов (незаурядный организатор и известный впоследствии тренер). Имелась в этой группе и пара-тройка ровесников Курбаева. Все они увлеченно изучали самбо, устраивая схватки на ринге, сложенном из нескольких старых матов.
Неудачный дебют в Липецке
Кстати сказать, из-за них (старых матов) Колю поначалу не хотели брать в секцию, мол, цыган — того и гляди стырит дефицитный спортинвентарь. Да и вообще, поначалу никто не воспринял худого и легкого (как говорят борцы, «мухача») Николая всерьез. Но после того как он (одного за другим) одолел в пробных поединках ровесников, тренировавшихся в секции уже полгода и весивших куда больше Курбаева, шустрого паренька оставили в секции. Было это в августе 1968 года.
В то время на экранах страны уже 2 года шел, как сейчас говорят, блокбастер «Неуловимые мстители», где обаятельный и харизматичный Яшка-цыган вытворял чудеса, защищая Советскую власть. Так что вполне возможно Курбаева приняли в спортколлектив не без влияния кинокартины.
Дебют новичка состоялся на первенстве Липецкой области всего через месяц регулярных тренировок. Н. А. Курбаев по сию пору вспоминает, как поразил его своими размерами и красотой тогдашний липецкий спорткомплекс «Динамо», показавшийся огромным и жутко современным.
Еще бы! В просторном и светлом зале лежал настоящий борцовский ковер, а не старые маты, к которым Николай привык в Ельце. Видимо, стресс от разительного контраста оказался столь сильным, что очарованный елецкий самбист проиграл соперникам почти все схватки.
Впрочем, через короткое время, уже на другом межрегиональном турнире, Николай Курбаев сумел одолеть всех недавних «обидчиков», причем с явным преимуществом.
Оттачивал технику в школе механизации
По мнению специалистов, стиль борьбы ельчанина отличался отточенной техникой, а главное — высокой скоростью: такой, что боровшиеся с ним опытные самбисты не успевали даже сообразить, как вдруг оказывались лежащими на ковре — настолько быстр был Курбаев в атаке.
Вот откуда растут ноги у легенд, впоследствии (да и сейчас) окружающих Николая Алексеевича. Сам я когда-то занимался дзюдо на базе ГДК «Эльта» и хорошо помню (это было еще до фильмов с Брюсом Ли), как мои сверстники рассказывали друг другу байку, будто бы Кубраев прямо в тренерской одним движением руки запросто ловит на лету трех мух!
Развенчаем байку: во-первых, столько мух в тренерской не летало, а во-вторых, дело не в уникальных физических данных борца, а в его работоспособности, умении тренироваться до седьмого пота, порой стиснув зубы, переступая через боль, не обращая внимания на окружающие неудобства.
Николай Алексеевич с улыбкой вспоминает, как когда-то вместе с товарищами приходил в школу механизации елецкого СПТУ № 13 (сегодня это здание принадлежит городскому театру «Бенефис») на тренировки. Занятия здесь начиналась с того, что спортсмены брали ведра, швабры, тряпки и убирали грязные полы, натоптанные за день сапогами учащихся СПТУ. Потом расстилали маты и только тогда начинали отрабатывать приемы самбо — по 300 бросков (!) за тренировку.
Позже борцы перебрались в другой спортзал, и Николаю приходилось каждый день проходить около 10 километров, чтобы добираться до новой базы и обратно.
Чуть не просвистел чемпионат мира
Зато уже в августе 1970 года Курбаев становится чемпионом Советского Союза среди юношей. На подобных соревнованиях в то время была очень жесткая конкуренция. В одном весе с ельчанином (53 кг) за победу боролись свыше 70 спортсменов из разных республик огромной страны. По нынешним меркам — настоящий чемпионат мира!
В том же году Николай выполнил норматив мастера спорта СССР по самбо уже среди взрослых, а позже стал первым в Ельце мастером спорта международного класса.
К 1974 году за плечами Н. А. Курбаева были десятки побед на областных, всероссийских, всесоюзных и мировых первенствах. А вот на чемпионат мира того же года наш земляк мог бы и не попасть. Виной тому досадная случайность на отборочном турнире — первенстве СССР. Схватки здесь проходили одновременно на трех коврах. Николай был на пике формы и выигрывал досрочно у всех своих соперников. Но в ходе очередного поединка ельчанин услышал свисток судьи, который останавил бой. Курбаев прекратил борьбу. Его противник поначалу также отреагировал на сигнал рефери, но секунду спустя неожиданно перешел в атаку. В итоге Николай проиграл. Оказалось, судейский свисток действительно был, но его подал арбитр, судивший схватку на соседнем ковре…
Соперник Курбаева, по-видимому, сообразил, что к чему, первым и, не мешкая, воспользовался ситуацией, зная: другого шанса у него не будет. Но даже несмотря на досадный проигрыш, Николаю удалось пробиться в состав сборной СССР и поехать на чемпионат мира по самбо в Монголию.
Икра для монголов
Кстати сказать, эта страна подивила нашего земляка. Тогдашний столичный аэропорт Улан-Батора оказался очень уж неказистым и смахивал на большой сарай из досок, сиротливо стоящий посреди степи. Кругом сновал народ в халатах, мохнатых шапках и характерных монгольских сапогах — сплошная экзотика!
Вылетавшие из Москвы спортсмены по совету бывалых друзей прихватили за границу несколько банок русского деликатеса — икры. Думали выгодно реализовать ценный товар на местном рынке, а на вырученные тугрики прикупить заграничных обнов. Но «блестящий коммерческий проект» потерпел крах. Оказалось, в монгольских продуктовых магазинах почти ничего не было за исключением… икры! Ее здесь никто не покупал. Видимо, не привыкли степняки к дарам моря. Пришлось советским борцам есть икру самим, как в одном из эпизодов известного фильма «Белое солнце пустыни», — ложками.
Шампанское накануне победы
Что касается чемпионата мира 1974 года, то по воспоминаниям Н. А. Курбаева, самым трудным для него оказалась первый поединок с местным самбистом (борьба в Монголии очень популярный, можно сказать, национальный вид спорта).
Накануне состязаний Николай никак не мог уснуть. Уж больно непривычным был здешний климат. Ночью жара доходила до 40 градусов. Чтобы снять стресс, вызванный акклиматизацией, тренер заставил ельчанина выпить бутылку шампанского. Только после этого Курбаев (он, кстати сказать, алкоголь не употреблял и не употребляет) упал на гостиничную койку и провалился в сон.
А на следующий день Николай вышел на переполненную спортивную арену, вмещавшую около 3 тысяч зрителей. В их числе (ельчанина тогда это подивило) не было ни одной представительницы слабого пола. Мужики-монголы активно поддерживали своего борца. На стороне соперника ельчанина была 50-градусная жара и легкое похмелье, которым наверняка неосознанно страдал наш спортсмен. Но, быстрый и техничный Николай выиграл схватку с явным преимуществом.
Стал чемпионом досрочно
Для того чтобы стать чемпионом досрочно, ельчанину нужно было вчистую победить еще двух сильных соперников — из Испании и Болгарии. Николай Курбаев сделал это! Ему запомнилось, как после схватки отчаянно рыдал болгарский борец, всерьез рассчитывавший на чемпионство. Наш земляк уделал его на первой же минуте (как, кстати, и испанца!), мастерски исполнив свой коронный бросок — переднюю подножку с последующим удержанием и болевым приемом.
Помнит Николай и собственные слезы, невольно покатившиеся по щекам во время церемонии награждения. В тот самый момент, когда заиграл Гимн СССР. Тогда спортсмен испытал сложное чувство, не передаваемое словами. В нем перемешались гордость за страну, радость победы, осознание того, что он сделал все для славы своего Отечества. В общем, чистейшей воды патриотизм, без всяких громких слов.
Земляки встречали, как космонавта
Когда поезд Москва — Елец доставил первого елецкого чемпиона мира на городской вокзал, Николай глазам своим не поверил: весь перрон оказался забит радостными людьми. Земляки встречали Курбаева, как покорителя космоса. Он тут же оказался на руках восторженных ельчан. Потом была поездка через весь город в открытом УАЗике с эскортом мотоциклистов. У проходной завода «Эльта» (он же ехал на ЧМ-1974, как посланец этого предприятия) состоялся митинг, причем народ смотрел на своего чемпиона со всех сторон — из окон домов и заводских корпусов, даже с крыши заводоуправления.
О том, что к нему пришла слава, свидетельствовали не только заголовки городской, областной и всесоюзной прессы, но и желание местных мальчишек становиться курбаевыми (я тоже этого не избежал). Пожалуй, это был пик популярности елецкой школы самбо. От желающих посещать секции борьбы в то время не было отбоя, что придало мощный импульс развитию спорта в Ельце, да и в регионе.
Был он и таксистом
В дальнейшем Николай Алексеевич Курбаев трудился наставником в родной спортшколе — в ГДК «Эльта». В лихие 90-е, как и большинство его коллег-тренеров, ушел в свободное плаванье по неспокойным волнам рыночной экономики. Успел поработать даже в такси. Вспоминает, как удивлялись некоторые пассажиры, признав в нем знаменитого елецкого борца. Говорили, мол, все думают, будто он живет в Москве или за рубежом, где гребет деньги лопатой, передавая секреты своего мастерства тамошним спортсменам.
На самом деле Николай Алексеевич живет в любимом Ельце и до недавнего времени тренировал местных мальчишек, обучая их приемам самбо и дзюдо. Сейчас решил сделать перерыв в занятиях, однако все равно продолжает работать сторожем в детском саду.
Несмотря на многочисленные громкие титулы и звания (например, в 1974 году его имя занесено в Книгу почета елецкой городской комсомольской организации, а в 2004-м — в Книгу спортивной славы Липецкой области), Н. А. Курбаев был и остается скромным, добродушным, полным обаяния человеком.
Сегодня, в юбилейный день рождения в его честь будут звучать многочисленные теплые слова и здравицы от руководства региона и города, управления по физической культуре, спорту и молодежной политике, ветеранов и спортивной общественности, родных. Присоединимся к поздравлениям и мы, журналисты. С юбилеем вас, Николай Алексеевич, от души, от всех ельчан!