новости города Ельца, новости Елец, елецкие новости, елецкая газета, Красное знамя

Сказка для Деда Мороза

0 29

Ирина МЕШАЕВА

Жил-был Дед Мороз. Много лет радовал детвору в детском саду. Елку к Новому году нарядят — и он под деревцем: большой метровый красавец с длинной бородой, в белоснежной шубе с красными узорами, в алых рукавицах, даром что из пенопласта. Без него и праздник не праздник.
Но время шло… Старенького, растерявшего былой лоск Дедушку Мороза за ненадобностью выставили на улицу. Так бы и сгинул, если б не заметила его добрая женщина, позвонившая в музей народных ремесел и промыслов. «Дед Мороз не нужен?». «Ну почему же? Возьмем. У нас их целая коллекция». Вот такая получилась сказка со счастливым концом для Деда Мороза из засосенской части города (за достоверность деталей никто не поручится, ибо давно это было, а у самого героя не спросишь).


Со своей историей


Если б каждая игрушка из музейной коллекции могла поведать о своем, если можно так сказать, жизненном пути, мы бы узнали много интересного. А пока информацию по крупицам собирают сотрудники, и их рассказы не менее занимательны.
— Вот это самый старый Дедушка из нашей коллекции, — указывает на сказочного старика в желтой шубе научный сотрудник музея И. А. Орехова. — Его нашли в сарае среди груды мусора мои соседи. Говорят, предыдущие хозяева оставили. Неизвестно, сколько игрушка там пролежала, а создана она, скорее всего, в 50-е годы прошлого века.
Такие изделия изготавливали в артелях, как правило, в Ленинграде. Существовал определенный стандарт: высота Деда Мороза — не более 30 см, материал изготовления — пресс-опилки (смесь дерева с бумагой). Основу закладывали в специальную форму, а затем две половинки соединяли.
— В руках у нашего Деда Мороза — мешок с подарками, — рассказывает Ирина Алексеевна. — Как вариант, могла быть елка. А еще обратите внимание: лицо у таких игрушек вылеплено из папье-маше или глины. Делалось это вручную, и потому сказочные герои получались индивидуальные, точных копий не найти. Кстати сказать, Деды Морозы, изготовленные по такому варианту в других регионах, нередко получались с национальным колоритом: у них художник рисовал этакий восточный разрез глаз.


Ватные, пластмассовые, стеклянные


Артельные Деды Морозы — единственные, у кого шубы желтые, зеленые, коричневые, бордовые. У тех игрушек, что пришли им на смену, — только белые, сине-голубые или красные одежды. И материал изготовления поменялся: вместо прессованных опилок — вата.
А бумага осталась. Вот в коллекции два представителя «дедморозовского сообщества» 70-х. Изготовлены на воронежской фабрике. У одного белая шуба до сих пор блеск не утратила. А вот мешок с подарками Дедушка за время странствий где-то потерял. Другой, в голубой бумажной шубе, наоборот, свой атрибут праздника держит крепко. Этих героев в коллекцию передали сотрудники музея.
Есть и более привычные нам пластмассовые Деды Морозы. Один даже в паре со Снегурочкой.
— Выпускались модели, полые внутри. Это для более удобного хранения: убираешь Деда Мороза до следующего праздника, а его спутница, она всегда меньше, — внутрь вкладывается, — комментирует Ирина Алексеевна.
Миниатюрными бывают не только Снегурочки. Вот Дедушка высотой всего 5 см. Его место — на елке. И 10-сантиметровый пластмассовый Дед Мороз — тоже украшение.
У стеклянных экспонатов-малышей и имена есть — Мороз Иванович, Морозко, Студенец. Их передали музею ельчане.


Игрушечные соседи

— Когда-то мы кинули клич через объявление в «Красном знамени»: приносите елочные игрушки, — вспоминает И. А. Орехова. — И люди откликнулись. У нас есть такие уникальные экспонаты! Да столько, что одной елки уже не хватает.
Одна из них — Фаина Владимировна Шептуховская. Она передала в дар миниатюрную елочку с набором игрушек (из него, кстати, и Дед Мороз со Снегуркой), которая досталась ей от мамы.
Екатерина Александровна Борисова, коллекционирующая елочные игрушки, принесла в музей поистине уникальную вещь — украшение времен Великой Отечественной войны. Это простая снежинка из проволоки, сделанная, по-видимому, солдатом и сохранившаяся до наших времен.
Вообще игрушки четко соотносятся со временем, когда появились на свет. Вот початки кукурузы, космонавты, разнообразные плоды — это 60-е, шары, прожекторы, сосульки — 80-е. А в 90-е наш рынок наводнили яркие пластиковые штамповки, увы, лишенные индивидуальности. Рассматривать прежние украшения интереснее, и впечатления такие, что не передать: теплота, уют, душевность, как, к примеру, от самой старой на сегодняшний день игрушки — милой куколки в атласном платье. Она изготовлена в 30-е годы прошлого века (кстати, тогда увидели свет первые советские Деды Морозы).
Когда сотрудники вешают на ветку яркую игрушку-морковку, всегда вспоминают Ольгу Фалину, к сожалению, безвременно ушедшую из жизни. Талантливый журналист елецкого телевидения снимала в музее сюжет о новогодних украшениях. Окинула взглядом елку и сказала: «Знаю, чего здесь не хватает. Я принесу». И через несколько дней вернулась с чудесной новогодней игрушкой — стеклянной морковкой. На память.
Но вернемся к Дедам Морозам. Коллекция пополняется, а сотрудники, желая узнать больше об экспонатах, ищут информацию и находят много интересного. Им есть что рассказать посетителям. И, конечно, не откажутся принять в семейство своих Дедов Морозов на пенсии и других товарищей сказочных героев. Приходите в музей посмотреть, послушать, а может, и пополнить новогоднюю коллекцию!

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

 необходимо принять правила конфиденциальности
Новости ВРФ