Умиротворенная тишина Николая Гвоздева

0
149

Николай СЫРОМЯТНИКОВ


Николай Георгиевич Гвоздев, отставной офицер МВД, — самодеятельный художник. Его живописные работы можно отнести к наивному жанру, в котором когда-то работали Пиросмани, Руссо или, к примеру, наши «митьки». Живопись Гвоздева изобилует деталями, и каждая из них имеет свою смысловую нагрузку, подчас совершенно неожиданную.

А ведь мы о нем писали

Действительно, ровно 11 лет назад в «Красном знамени» выходила заметка о Гвоздеве. Правда, об увлечении живописью там не было сказано ни слова (Николай Георгиевич об этом скромно умолчал) — газета рассказала тогда об отважном поступке отставного майора милиции.
Николай Георгиевич в августе 2007 года спас 12-летнего подростка, тонувшего в Быстрой Сосне в районе Кошкиной горы. В тот день Н. Г. Гвоздев вместе с племянниками Аллой и Антоном отдыхали на берегу реки, и дети первыми заметили неладное: посредине Быстрой Сосны беспомощно барахтался и звал на помощь ребенок. Гвоздев в это время находился в речке, племянники указали ему на тонувшего.
Подплыв к мальчишке, Николай Георгиевич постарался успокоить и ободрить его (как известно, в подобных случаях люди часто паникуют, хватаются за спасателей и в итоге тонут вместе с ними). Поддерживая захлебывавшегося ребенка на плаву, Гвоздев подталкивал его к берегу. Добрались таким образом до мелководья. Парнишку вытащили на берег, откачали.

Как милиционер художником стал

В милиции Н. Г. Гвоздев отслужил почти 20 лет, на пенсию вышел майором, старшим оперуполномоченным отдела угро. Неоднократно участвовал в задержании опасных преступников, дважды побывал в командировках в «горячих точках» — в Азербайджане (Кировобад, 1989 год) и в Ставрополье (Минводы, Пятигорск, 1994 год). В Азербайджане в конце 80-х разгорелся межнациональный конфликт между армянами и азербайджанцами. Николай Георгиевич в составе сводного отряда милиции Липецкой области выезжал туда в командировку в качестве эксперта-криминалиста. В Ставрополье липецкие и елецкие милиционеры занимались поддержанием порядка, изъятием из незаконного оборота оружия.
А рисовать Гвоздев любил с детства. Родился в рабочей семье, папа Николая Георгиевича тоже «баловался» карандашными рисунками, нередко на природе они делали зарисовки вместе с сыном. Потом у Н. Г. Гвоздева была служба в армии, затем в милиции. Словом, не до художеств.

А с выходом на пенсию свободного времени прибавилось, детское увлечение напомнило о себе, стало одним из основных хобби Н. Г. Гвоздева. Художник берется за разные жанры — пишет натюрморты, пейзажи, портреты и даже иконы. Предпочтение отдает историческим и религиозным темам (Николай Георгиевич — человек верующий). Почти на каждой работе живописца (в основном он пишет маслом) присутствуют определенные детали, что-либо обозначающие или символизирующие. К примеру, на картине, изображающей явление Ельцу ангела, нарисованы, помимо собственно духовного существа на фоне города, человек в лодке, рыбак и рыбки.
— Смотрите: никто из людей не замечает чудесного явления, каждый занимается своим делом, и только рыбки радуются ангелу, — объясняет Н. Г. Гвоздев.
Живописные работы Гвоздева можно назвать простыми, незамысловатыми и вместе с тем умиротворяющими: в них нет кричащей агрессии, вызова или эпатажа. Такие картины хорошо смотреть в тишине или под негромкие комментарии автора.

Картина «Адам и Ева» как помощник в деторождении

Произведения Николая Георгиевича с точки зрения соблюдения академических норм рисования, конечно же, далеко не безупречны. Да Гвоздев и не стремится к академичности, скрупулезному соблюдению требований анатомии, перспективы, композиции и других условностей — у него своя манера и собственное видение того, какой должна быть картина. К критике относится спокойно, замечая, что очень многие художники прижизненного признания так и не получили. К слову, у живописца большая библиотека по искусству, он любит изучать биографии и работы представителей самых разных течений — от реализма до авангарда. Гвоздев — интересный собеседник, с ним можно поговорить о творчестве Шагала и обсудить особенности живописи Энгра.
У каждой картины Гвоздева своя история. Интересная судьба у «Адама и Евы». Библейских персонажей художник изобразил обнаженными и возлежащими на шикарном диване, справа — метящий в пару стрелой из лука купидон. Из этических соображений мы не можем показать фото этой работы, уж очень вольна трактовка отношений библейских прародителей человечества.
Однако своеобразный живописный метод, оказывается, в этой картине не главное. Николай Георгиевич говорит, что работа «Адам и Ева» однажды помогла женщине родить ребенка.
— Она была у меня в гостях и посетовала на то, что долго не может забеременеть, — рассказывает художник. — А я возьми да и посоветуй: «Потрогайте картину и помолитесь перед иконой, вдруг поможет». И представляете — вскоре женщина забеременела и родила мальчика! Теперь, случается, и другие женщины приходят с этой же целью — прикоснуться к «Адаму и Еве».

Супруга Н. Г. Гвоздева Лариса Викторовна одобряет увлечение мужа, хотя дело это и затратное: холсты, подрамники, рамы, краски и прочие атрибуты живописца — все стоит денег, и немалых. Тем более что работы свои Николай Георгиевич принципиально не продает (хотя покупательский интерес к ним есть), только дарит. Жена — пожалуй, единственный человек, к советам или критическим замечаниям которого художник при создании очередной картины может прислушаться. Многие из произведений Николая Георгиевича посвящены и подарены Ларисе Викторовне.
Творческий метод, как и сама живопись Н. Г. Гвоздева, прост:
— Главное — чувствовать краски, понимать, где какую и как положить, — говорит художник. — С годами этот процесс доводится до автоматизма, картина пишется на одном дыхании.
Галерея картин Н. Г. Гвоздева — на сайте газеты «Красное знамя» www.kznam.ru.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

 необходимо принять правила конфиденциальности