Елец: 150-летие новой эры

0
118

Роман ДЕМИН,
roman@kznam.ru


Сегодня исполняется 150 лет со дня открытия регулярного движения поездов по железной дороге Елец — Грязи протяженностью 103 версты (почти 110 км). Эта дата (30 августа 1868 года) считается официальным днем рождения елецкого паровозного (позже локомотивного) депо и железнодорожных мастерских.

Торжествам предшествовал ряд событий. Еще в августе 1866 года елецкое земство обратилось к российскому правительству с просьбой построить ж/д линию от Грязей до Ельца. А 23 марта 1867 года император Александр II утвердил проект этой железнодорожной ветки.
Кстати сказать, чуть раньше, 13 февраля того же года, император утвердил план еще одной стальной магистрали — Елец — Орел протяженностью 172 версты (около 183 км).
Однако первой все же начала строиться линия Елец — Грязи. Концессию на ее возведение местное земство передало известному в то время предпринимателю Самуилу Соломоновичу Полякову. Выходец из небогатой еврейской семьи, он без образования, благодаря природному уму и энергии, сумел выбиться из бедности и заработать крупное состояние на строительстве российских железных дорог. Тогда это было очень выгодное дело.
Между прочим, концессию на ж/д ветку Елец — Грязи С. С. Поляков получил от елецкого земства далеко не бесплатно. За это на собственные средства Самуил Соломонович построил в городе первую классическую мужскую гимназию, затем женское ремесленное училище. Кроме того, богатый промышленник основал в Ельце первое в России железнодорожное техническое училище, готовившее машинистов, дорожных мастеров и телеграфистов для всей сети российских железных дорог. Одним словом, Самуил Соломонович внес существенный вклад в развитие елецкого образования.
Работы по строительству стального пути Елец — Грязи начались 1 мая 1867 года и завершились к концу августа следующего года. С того времени наш город вступил в новую эру, ознаменовавшуюся бурным развитием промышленности.
Елец становился важным ж/д узлом, где впоследствии сходились Тульско-Ефремовская, Воронежско-Валуйская и Данково-Лебедянская магистрали.
В честь 130-летия открытия регулярного движения поездов по магистрали Елец — Грязи на территории локомотивного депо Елец на вечную стоянку был установлен паровоз (30 августа 1998 года), увековечивший славную дату в истории нашего города.

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

 для диалога необходимо принять правила кофиденциальности и пользовательского соглашения *