новости города Ельца, новости Елец, елецкие новости, елецкая газета, Красное знамя

«Хожалка»

0 99

Так бывает: работает человек много лет и искренне считает, что это его судьба. А потом жизнь делает неожиданный финт, и тогда вдруг становится ясно, что твое призвание совсем в другом…

А поговорить?

Нечто подобное случилось с Мариной Николаевной Миляевой. Она более 20 лет верой и правдой трудилась на фабрике «Елецкие кружева» и даже представить себе не могла, что может быть иначе. Оказывается, еще как может! Воспитав двоих детей, вдруг решила круто изменить свою жизнь. И 10 лет назад, в феврале 2011 года, ее новым местом работы стало отделение обслуживания на дому № 7 центра социальной защиты населения по городу Ельцу. Иными словами, она стала «хожалкой» — так ласково называют сердобольные бабушки социальных работников, которые регулярно приходят к ним домой и помогают по хозяйству: покупают продукты и лекарства, платят за коммунальные услуги. А еще много и подолгу разговаривают со своими подопечными, слушают их рассказы о себе, грустные и веселые истории. Слушают, даже несмотря на то, что их ожидают другие Марьи Ивановны и Петры Степановичи — потому что им, пожилым, одиноким, выходит, и больше поговорить не с кем…


Ретротерапия — ноу-хау ельчан

Как раз вот на этих разговорах-воспоминаниях и основан новый метод ретротерапии, придуманный и успешно используемый в повседневной работе специалистов центра социальной защиты населения по городу Ельцу.
— Это действительно наша находка, — комментирует заместитель директора ЦСЗН по городу Ельцу Л. Н. Малютина. — Мы понимаем, что сегодня, когда перед нами стоит задача улучшения качества жизни людей старшего поколения, мало просто принести продукты или помочь убрать квартиру, пожилым людям необходимо общение, осознание того, что прожита большая, наполненная яркими событиями жизнь, и она интересна окружающим. Эта терапия помогает старикам эмоционально, не позволяет замыкаться на своих проблемах и болячках, спасает от одиночества и депрессии.
Метод прост, как Божий день: социальный работник вызывает своего подопечного на открытый, откровенный разговор, будит его воспоминания. Рассказ пожилого человека непременно сопровождается широким спектром эмоций — радостью, печалью, умилением, он с удовольствием возвращается в мир детства, юности, вспоминает целые пласты жизни, связаные с историей нашей страны. В процессе разговора достаются старые фотоальбомы, бережно хранящиеся открытки, письма, вырезки из газет прежних лет, Почетные грамоты и благодарности, медали и памятные значки… И вот уже у бабушки блестят глаза, и она с гордостью рассказывает, как сам директор завода вручал ей эту грамоту и еще подарок — отрез на платье или путевку от профсоюза в санаторий. И получается, что человек-то она значимый, уважаемый, сделала много полезного для людей, города и всей страны. В общем, жизнь прожита не зря!
А еще ретротерапия помогает возвращать прежние, порой уже забытые увлечения: играть в шахматы, рисовать, вязать или разгадывать крос­сворды. Почему бы не попробовать снова взяться за то, что приносило радость и удовольствие?!
Надо ли говорить, что после таких «сеансов» пожилые люди чувствуют себя лучше, у них поднимается настроение и нормализуется кровяное давление, сердце бьется ритмично, а на душе становится комфортнее и спокойнее…


Не простой уход,
а долговременный

Безусловно, Марина Николаевна не сразу стала профессиональным социальным работником, она не единожды обучалась на специализированных курсах, повышала квалификацию. Это очень помогает в работе: ведь среди ее подопечных есть люди старше 90 лет, за ними она присматривает ежедневно и полноценно по системе долговременного ухода.
Это еще один метод, который активно используется в центре социальной защиты населения по городу Ельцу.
— Система долговременного ухода — пилотный проект. С 2018 года проходит апробацию в более чем 20 российских регионах, — рассказывает Л. Н. Малютина. Он включает в себя комплексную социально-медицинскую помощь людям с инвалидностью, нуждающимся в посторонней помощи. Цель проекта — постараться максимально вернуть подопечного к привычному образу жизни, а также уйти от устаревшей системы, когда соцработник посещает человека два-три раза в неделю, а люди, нуждающиеся в постоянном уходе, не получают должной медпомощи. При этом близкие ухаживают за инвалидом на свой страх и риск и без поддержки государства.
Мы внимательно следим за тем, как система долговременного ухода действует в других регионах, и используем наработки коллег. Это в первую очередь индивидуальный подход, когда помощь выстраивается в зависимости от состояния и условий жизни пожилого человека. Можно, например, поддержать его физическое состояние специальными доступными упражнениями, дыхательной гимнастикой и т. д. Отдельные элементы системы долговременного ухода как раз и использует Марина Николаевна.
Например, одна из ее подопечных Эмма Владимировна Путилина после перенесенного тяжелого заболевания долго не вставала с постели и не могла самостоятельно передвигаться по квартире. Смириться с такой ситуацией Миляева не могла: она не только настоятельно рекомендовала Эмме Владимировне пытаться самой пробовать самостоятельно передвигаться, но и взяла на прокат специализированные ходунки и теперь просто заново учит бабушку ходить!


Уже не обуза…

При этом уверена, что посильные физические нагрузки обязательно помогут. Ведь Марина Николаевна — сама активный поборник здорового образа жизни, пропагандирует его среди подопечных. Проводит с ними оздоровительную гимнастику, рассказывает о том, что в любом возрасте можно использовать ЗОЖ, дабы сохранить бодрость духа и долголетие. Приводит примеры из жизни известных людей, побуждает читать книги и журналы о здоровом образе жизни.
Поддержка физической активности и бодрости духа подопечных — одна из главных забот специалистов социального обслуживания. Это способ центра предупреждения серьезных заболеваний сердечно-сосудистой системы. Да и в целом служба оказания помощи пожилым и инвалидам уже другая, не то что 5 или 10 лет назад, когда работа сотрудников сводилась к покупке продуктов питания или лекарств для стариков. Сегодня задача новой службы — окружить их заботой и вниманием, назвать это по старинке «спектром услуг» уже язык не поворачивается. Кстати, социальные работники, и Марина Николаевна в их числе, замечают, что после их посещений родственники бабушек или дедушек относятся к своим старикам уже не как к обузе…

Марина Николаевна Миляева.


Уважать
старость

М. Н. Миляева всегда добра, приветлива, тактична, терпелива, заботлива, внимательна, улыбается, как только переступает порог дома подопечного. Умеет найти решение всех бытовых проблем, помогает преодолевать житейские трудности, сама всегда на позитиве и легко передает его тем, о ком заботится.
Надо ли после этого говорить, что пожилые души не чают в своей Мариночке, всегда с нетерпением ждут ее!
— Когда она приходит с доброй улыбкой, улетучиваются дурные мысли и переживания, — рассказывает 90-летняя Людмила Ефимовна Заболотная. — Мариночка и квартиру уберет, и вкусный суп приготовит, и газету почитает, и сама расскажет что-то интересное и забавное. Заставит рассмеяться и поднимет настроение, а главное — мы с ней много и обо всем разговариваем. Она очень хорошо умеет слушать…Родственники мои живут далеко, приезжают раз в год, а Мариночка всегда рядом! Я уверена, что она обязательно придет на помощь, если понадобится…
Пожалуй, самое ценное то, что за 10 лет работы в социальной сфере Марина Николаевна не очерствела душой, не стала равнодушной к беспомощности стариков, не раздражается на их непонятливость или приверженность к привычному, порой не вполне рациональному образу жизни. Она научилась уважать старость — и это, наверное, главное в ее трудах, которые стали делом всей жизни.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

 необходимо принять правила конфиденциальности
Новости ВРФ