Святитель Тихон Задонский

0
193

Роман ДЕМИН,
roman@kznam.ru


В минувшее воскресенье (26 августа) исполнилось 235 лет со дня кончины одного из крупнейших богословов Русской православной церкви — святителя Тихона. Это день памяти, в честь которого из Ельца в Задонск ежегодно отправляется крестный ход, а в Рождество-Богородицком задонском монастыре совершается литургия.

Тимино детство

Будущий епископ Воронежский и Елецкий родился 24 августа 1724 года в Новгородской губернии в бедной семье церковного псаломщика. В миру новорожденного нарекли Тимофеем Савельевичем Кирилловым. У него было 3 брата и 2 сестры.
Тимофей рано лишился отца и познал, что такое бедность, граничащая с нищетой. Нужда чуть было не заставила его мать отдать младшего сына бездетному ямщику, который жил по соседству и просил вдову об усыновлении мальчика. Однако старший брат Петр, занимавший место отца в маленькой деревенской церкви, настоял не делать этого.
Тимофей рано познал тяжелый труд. Нанимаясь к крестьянам, он нередко работал в поле целый день за кусок черного хлеба.
В 1735 году вышел указ императрицы Анны Иоанновны, повелевавшей забирать в солдаты детей неучей и недоучек из духовного сословия. Родные решили отдать Тимофея в Новгородское духовное училище. К тому времени старший брат мальчика стал дьяком в одной из церквей Новгорода. В город Тиму привезла мать, вскоре скончавшаяся здесь от болезни.

Учеба

Старший Петр взял младшего брата на иждивение и в 1738 году записал его в новгородскую духовную школу при доме здешнего архиерея. По обычаю того времени фамилии учащихся таких заведений нередко меняли. Тимофей Кириллов стал подписываться Соколовским или Соколовым.
Тринадцатилетний подросток был столь прилежен на занятиях, что спустя два года, когда учебное заведение преобразовали в семинарию, Тимофея оставили обучаться за казенный счет — как юношу, способного к наукам. Из тысячи таких, как он, кандидатов отобрали всего 200 человек.
С той поры Тима, рьяно тянувшийся к знаниям, стал получать хлеб и кипяток бесплатно. Сам святитель впоследствии вспоминал об этом времени так:
— Бывало, как получу хлеб, половину оставлю для себя, а другую продам и куплю свечу, с ней сяду за печку и читаю книжку. Товарищи мои, богатых отцов дети, найдут отопки лаптей моих и начнут смеяться надо мною и лаптями махать на меня, говоря: «Величаем тя, святителю!».
Ах, если б знали эти хулиганистые пацаны, насколько точно они предсказывали будущее своего однокашника!
С 1754 года он уже преподавал в родной семинарии греческий язык, богословие и риторику. А в 1758 году принял монашеский постриг, став Тихоном.
Чудеса
Отец Тихон рассказывал своим современникам, что на него очень сильно повлияли два происшествия.
Однажды он стоял на монастырской колокольне и захотел опереться на перила. Но едва руки коснулись ограждения, как вся деревянная конструкция рухнула вниз, разбившись оземь вдребезги. Юноша едва успел отшатнуться назад и чудом остался жив. Пережитое волнение помогло ему осознать близость смерти и бренность всего сиюминутного.
Другой случай приключился с ним ночью, когда он вышел на крыльцо.
— Вдруг разверзлись небеса, — вспоминал Тихон, — и увидел я такой свет, что бренным языком сказать и умом объять нельзя. Это было на короткое время, и небеса встали в своем виде. От этого чудного видения я возымел более горячее желание уединенной жизни…

Епископ Воронежский и Елецкий

С 1763 года Тихон назначен Священным Синодом, причем по настоянию самой императрицы Екатерины II, управлять Воронежской и Елецкой епархией. Епископат занимал большую территорию и считался очень непростым.
В то время русское общество было малообразованным и, подхватывая модные идеи, слепо им следовало (впрочем, такое не редкость и сегодня). Кощунства и глупые выходки против церкви считались признаком образованного, передового человека (вам это ничего не напоминает?!). Те, кто не проповедовал атеизм, считались закостеневшими консерваторами и ретроградами.
Уже по дороге в Воронеж епископ Тихон почувствовал себя плохо. Ознакомившись с делами на месте, он и вовсе просил Святейший Синод уволить его на покой. Однако эта просьба была отклонена, и новый епископ взялся за дело.
Он часто объезжал с проповедями города и села, боролся с языческими предрассудками, принимал посетителей, организовывал славянские школы (а в Острогожске и Ельце духовные училища), занимался повышением нравственного и образовательного уровня духовенства и паствы.

Тихон и Елец

Тихон с особенной любовью относился к Ельцу, говоря: «Нет не Елец, а Сион новый — Божие жилище… Мне жаль расставаться с этим городом, точно я в нем родился». Здесь он частенько бывал и подолгу гостил у своих друзей.  
В 1765 году его стараниями в нашем городе организовано духовное училище для детей елецких священников и церковных служащих. А 10 июня 1780 года с благословения епископа в Ельце открылась первая народная школа.
Тихон был прост и нестяжателен, жил скромно. Садясь за скудный стол, вспоминал о бедняках, не имеющих и такого пропитания. Его зарплата, а затем и пенсия, уходили на благотворительность. Туда же направлялось все, что он получал от людей в дар.
Часто в простой монашеской одежде он отправлялся в Елец и посещал заключенных в тюрьме, утешая их, располагая к покаянию и наделяя милостыней.
Однажды Тихон был мучим помыслами о нравственном превосходстве над другими людьми. В это же время по елецкой улице проходил местный юродивый Иоанн Каменев, окруженный толпой мальчишек. Неожиданно Иоанн ударил священника по щеке, шепнув при этом: «Не высокоумь!». И бес высокоумия действительно отступил от Тихона. В благодарность он велел выдавать юродивому по три копейки ежедневно.
Особенно любил и уважал архипастырь старосту елецкого Покровского храма Косьму Игнатьевича Студеникина. Его друзьями были священник Покровской церкви отец Василий и будущий батюшка Преображенского храма Иоанн Борисович Жданов. Ельчанами были келейник святителя Василий Иванович Чеботарев, написавший впоследствии книгу «Записки о святителе Тихоне», и его духовник Митрофан, на руках которого Тихон скончался, а также еще многие другие жители Ельца — дворяне, купцы, священнослужители и простые мещане.
Именно Тихон Задонский незадолго до своей кончины благословил насельниц Знаменского монастыря, указав им место постройки храма.

Последние годы в Задонске

В 1767 году святитель Тихон из-за слабого здоровья оставил епархию. Причем до того дважды подавал прошение об этом в Синод. Лишь с третьей попытки, когда он обратился к самой императрице, его освободили от сана епископа.
С 1769 года жил простой монашеской жизнью в Богородицком монастыре Задонска, раздав свое скудное имущество. Регулярно участвовал в богослужениях, молился, занимался монастырскими хозяйственными делами. Тут им написано одно из самых сильных его теологических творений — «Об истинном христианстве».
Далеко не все обитатели монастыря относились к Тихону с подобающим почтением. Некоторые злословили в его сторону открыто и за спиной. Он принимал это смиренно, повторяя, что прощение лучше, чем мщение.
Считается, что Бог наградил святителя даром прозорливости. Он мог видеть мысли собеседника, предсказал наводнение 1777 года в Петербурге, а в 1778 году, в год рождения императора Александра I, предрек многие события его царствования. Например, то, что Россия спасется, а захватчик (Наполеон) погибнет.
О времени приближения смерти, как это нередко случалось со святыми подвижниками, святитель тоже узнал заблаговременно. Он скончался 13 августа (26 августа по новому стилю) 1783 года на 59 году жизни.
Нетленные мощи святителя Тихона были обретены в 1845 году, а 13 августа 1861 года в Задонске, при стечении множества паломников, собравшихся сюда со всей России, мощи были открыты, и Тихона причислили к лику святых.
В годы Советской власти святыню изъяли. Второе обретение мощей произошло в 1991 году. Ныне они почивают в Рождество-Богородицком монастыре Задонска, с ними связаны многие случаи чудесного избавления от болезней.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

 необходимо принять правила конфиденциальности