Лоевский приехал в театр «Бенефис» с «очистительной процедурой»
В театре «Бенефис» состоялась пресс-конференция, посвященная началу работы театральной лаборатории под руководством известнейшего в России деятеля сцены, критика, члена экспертного совета Национальной премии «Золотая маска», лауреата международных премий им. Станиславского и имени Дягилева, Олега Соломоновича Лоевского.
Кто и что ставит?
Журналистам представили режиссеров, принимающих участие в лабораторных экспериментах. Это Денис Малютин (работал в театрах Уссурийска, Барнаула, Москвы), Юрий Печенежский (ныне худрук драмтеатра в Великих Луках) и Петр Незлученко (служивший сцене в самых разных городах от Свердловской области и Пермского края до Москвы).
Лаборатории, которые проводит Лоевский, традиционно ориентированы на современную драматургию. Отчасти этот принцип оказался соблюден и на сей раз.
В течении недели приезжие режиссеры и актеры «Бенефиса» работают над спектаклями по пьесам Пулинович «Житие Федора Михайловича и Алевтины Павловны», Климовски «Мой папа — Питер Пен». Впрочем, третья работа не попадает в категорию «современная драматургия»: это эскиз по рассказам Льва Толстого.
Будет режиссер и спектакли?
Лоевский не впервые в Ельце. Он уже был у нас 11 лет назад с лабораторией, посвященной (ну, разумеется!) современной пьесе. Тогда результатом ее деятельности стал великолепный спектакль «Бесконечный апрель», а также талантливый режиссер Родион Букаев, несколько лет возглавлявший труппу «Бенефиса». Это были, надо сказать, весьма плодотворные годы.
На вопрос, может ли нынешняя лаборатория стать причиной появления в «Бенефисе» постоянного режиссера, а также обогащения репертуара нашего театра новыми спектаклями, Лоевский ответил несколько уклончиво, что, в общем, понятно. Станет или нет участник лаборатории режиссером театра зависит от очень многих факторов, в числе которых важнейшую роль играют взаимоотношения с труппой, с руководством театра. Впрочем, само руководство «Бенефиса» как раз не скрывает, что элемент «смотрин» в этой лаборатории имеется.
А вот по поводу превращения эскизов в полноценные спектакли, Лоевский высказался более определенно. Он заявил, что это, разумеется, дело труппы, руководства театра — дать эскизу жить в новом качестве или нет. Однако сам мэтр полагает, что в большинстве случаев это и не нужно. Эскиз спектакля в современной театральной реальности России уже стал вполне самостоятельным жанром, живущим по своим законам и правилам.
Встряхнет ли театр?
Каждая такая лаборатория, подчеркнул Лоевский, имеет целью встряхнуть театр, дать ему возможность попробовать себя в новых жанрах, в новых условиях и в новых стилях
— Это очистительная процедура для репертуарного театра, которая все выворачивает наизнанку и дает новые стимулы к жизни, — заявил Олег Соломонович.
Человеку, проведшему более полутора тысяч лабораторий в разных городах России (и не только России, из Ельца наш герой отправляется прямиком в Ташкент), можно верить.
Но мы, тем не менее, проверим. В эти субботу и воскресенье у ельчан появится такая возможность. За пять дней артисты и режиссеры проведут разбор спектаклей и ролей, отрепетируют и выйдут на сцену, чтобы представить нам свои работы. Можно не сомневаться в том, что будет интересно!
Ольга ЕЛЬНИКОВА
член Союза театральных деятелей России.