новости города Ельца, новости Елец, елецкие новости, елецкая газета, Красное знамя

Прощальный костер

0 71

Вспоминаю один удивительный день своей жизни. В то время я уже вышла из пионерского и даже вожатского возраста, преподавала в Липецком государственном педагогическом институте, работала над кандидатской диссертацией и часто приезжала в родной Елец.

Светлана Должникова в юности, во времена, когда страна Пионерия объединяла миллионы советских мальчишек и девчонок.

Идем в поход!

Осенью 1994 года на школьных каникулах педагоги Дома пионеров и детской спортивной школы № 1 организовали совместный двухдневный поход на Воргольские скалы. Меня, как бывшую воспитанницу Дома пионеров (в школьные годы я была членом городского пионерского штаба «Альтаир»), пригласили принять в нем участие.
Поход предусматривал не только серьезные испытания для ребят и взрослых, но и дальнейшее дружеское общение двух детских учреждений: ничто так не сплачивает, как совместное дело. А так как у меня друзья были и в Доме пионеров, и в спортшколе, я с радостью приняла это предложение.
Утром 7 ноября все участники похода (24 человека), собравшись у Дома пионеров, отправились по избранному маршруту. Ярко светило солнце. Было прохладно, но не морозно. Идти оказалось легко и весело. Настроение с каждым пройденным километром становилось все радостнее. В пути мы общались, много шутили, пели песни.
В полдень подошли к селу Ольховец, к школе, с директором которой договорились заранее о нашем размещении в ней на ночлег. За школой на большой поляне развели костер, приготовили обед и после трапезы пошли к Воргольским скалам, чтобы осмотреться и подготовиться к завтрашнему восхождению.

Сами себе памятники

Красота скал и окружающей природы вдохновили нас на творчество: мы организовали и провели конкурс «Памятник»: все участники похода разбились на группы по 3 — 4 человека, затем каждая из групп изобразила известную скульптуру, а остальные должны были отгадать название и место расположения произведения искусства (например, Царь-пушка в Москве).
Наверное, необыкновенно радостное настроение в пути, ожидание чего-то необычного и привело всех в состояние неуемной активности — творческая энергия так и выплескивалась из ребят. Чего только они не напридумывали, как только не изощрялись, стараясь изобразить ту или иную скульптуру или памятник! Фантазии мальчишек и девчонок не было предела.
Педагоги тоже оказались на высоте. Буквально на ходу сочиняли легенды о лежащих у подножия камнях и тут же рассказывали их всем присутствующим. Казалось, ничто не могло остановить наш общий азарт, и лишь начавшие спускаться сумерки немного успокоили нас.

Опыт, формирующий человека

Возвращаясь в село, завели разговор о пионерской организации. С сожалением говорили о ее расформировании, вспоминали все лучшее, что было связано с ней у каждого. Со мной рядом шли ребята из клуба старшеклассников. Один мальчик спросил: «И вы тоже были пионеркой?». Этот вопрос затронул самые дорогие моему сердцу воспоминания.
Да, и я была пионеркой. Многому в жизни обязана этой замечательной стране моего детства — Пионерии. До сих пор с трепетом вспоминаю день вступления в пионерскую организацию. Как билось мое детское сердце, когда произносила слова торжественного обещания! С гордостью носила пионерский галстук, который хранится у меня до сих пор. Будучи четвероклассницей, я впервые переступила порог Дома пионеров, который стал для меня вторым родным домом.
Многому научилась за те годы, что провела в Доме пионеров — дружбе, взаимопониманию, отзывчивости. Я и не замечала тогда, как (на учебу ходить строем, барабанить, разводить с одной спички костер, быстро ставить палатку и т. п.) во мне развивались способности, пригодившиеся в жизни. А подготовка и проведение общегородских мероприятий, моя ответственная должность командира городского пионерского штаба «Альтаир» — все это заложило основы таким качествам, как организаторские способности и ответственность.
Но главное — я нашла верных друзей, с которыми до сих пор поддерживаю отношения, разделяю житейские горести и радости.
Вот такая моя пионерская история. С уважением отношусь к ней, как и к своему детству. В них — истоки меня сегодняшней. Они дали мне жизненные ориентиры.

Все это я и рассказала детям.
Открылась бездна, звезд полна…

Беседуя, мы незаметно подошли к месту нашей походной стоянки. Сильно похолодало. Ни единого дуновения ветерка не ощущалось в прозрачном воздухе. Стояла безмолвная тишь. На небе появились первые звезды. Где-то над лесом повис рогатый белесый месяц. По всем приметам ночь обещала быть морозной.
Вдруг кто-то сказал: «А давайте устроим большой прощальный костер в память о наших пионерских годах, о пионерской дружбе».
Все как будто ждали этих слов и сразу принялись носить ветки и сучья (подлесок был рядом). Мужчины и старшие ребята притащили поваленные деревья, достали топор…
Когда разожгли костер, то где-то еще около часа суетились вокруг него: готовили ужин, кипятили чай. Потом уселись вокруг огня, каждый бросил в костер свою ветку. Пламя взметнулось вверх, и мы невольно посмотрели в небо и увидели огромную черную бездну, сплошь усеянную яркими звездами, и серебряный месяц, который поднялся над лесом и наставил свои рога на летящее пламя костра, будто пытаясь схватить его и утащить в неизвестность.
Что-то сказочно потрясающее было в этом ночном небе.
Всю ночь мы сидели у огня, согреваясь его теплом, и пели любимые песни. Наши голоса звучали трепетно, взлетая ввысь и разносясь на всю округу. Так еще никто из нас никогда не пел! Да и на гитаре я еще так никогда не играла. Это было выражение поистине возвышенных чувств, трогательное прощание с чем-то очень дорогим и безвозвратным. Прощание с моей Пионерией.
Рано утром я уехала. А все участники похода успешно покорили Воргольские скалы и к вечеру вернулись в Елец. Как мне потом стало известно, прощальный пионерский костер, который пылал до утра под наши звенящие голоса, остался навсегда в сердце каждого, кто провел у его огня эту удивительную звездную морозную ночь прощания с Пионерией.

Светлана ДОЛЖНИКОВА,
преподаватель московского университета,
кандидат педагогических наук

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.