Великий император и Елец
К 350-ЛЕТИЮ ПЕТРА I
Адольф ШЕВЕЛЮК,
Москва
Недавно отмечалось 350-летие Петра Великого, не раз посещавшего Елец. Об этом существует немало городских легенд, преданий и об этом же наша публикация.
В самом начале
Конец XVII века. Елец торгует с донскими казаками. Из него на Дон отправляются струги во время половодья с хлебом, оружием, порохом, одеждой, железом, подковами и котлами. Поставки значительно возросли при Петре I. Интересно, что струги не возвращались, а продавались донским казакам, которые их использовали в походах против татар.
1696 год. Петр I приказал рубить леса по берегам Быстрой Сосны для строительства стругов, грузить их хлебом, провиантом, боеприпасами и отправлять к Воронежу, где затевалось строительство российского флота для похода под Азов.
В начале XVII века Елец входил в состав особого Воронежского адмиралтейского округа, который был создан для строительства военно-морского флота. Через него проходил важный почтовый путь в Воронеж. В городе останавливались и сам царь, и многие представители правящих кругов, «птенцы гнезда Петрова».
Легенды о Петре
О посещении Петром Ельца местные краеведы оставили несколько письменных преданий.
Первая легенда издана Н. А. Ридингером, елецким полицмейстером и по совместительству публицистом, автором многочисленных газетных заметок о нашем городе в середине XIX века. В частности, он писал, что царь Петр, проезжая через Елец, ночевал в доме купца Петра Степановича Россихина на Пятницкой улице.
Купцы Россихины действительно в конце XVII — начале XVIII века проживали в Ельце и были видными гражданами города.
Другая легенда тоже записана Ридингером со слов какого-то елецкого «словохотливого и дельного старика»: «Петр Великий часто бывал в Ельце и останавливался у Петра Степановича Россихина. Однажды он приехал веселый и, объявив, что очень доволен работами в Воронеже в Таврове, приказал подать ему кочерыжной браги. Россихин поднес ему, и царь сказал: «У кого в руках, у того и в устах». Выпил Россихин, потом жена его, а потом царь. У Россихина долго хранились эти тарелки и стакан склеенный, и грамота свободного винокурения, но все сгорело; остался только стул, сделанный для Петра, потому что все тогда сидели на лавках».
Третья легенда опубликована елецким краеведом Иваном Уклеином. В 1708 году царь якобы пожаловал елецкому городскому голове Петру Степановичу Россихину в Липецке грамоту об освобождении от налогов и льготы на производство вина. Но впоследствии петровская грамота также сгорела в одном из пожаров.
В своей книге «Старый Елец: страницы истории Елецкого края в конце XVI — начале XX веков» на стр. 144 Д. А. Ляпин это предание относит к числу местных фамильных легенд и не считает достоверным. Должность городского головы в начале XVIII века вообще не существовала, а во главе города находился воевода.
Четвертая легенда гласит, что во время посещения Ельца царь неоднократно для слушания богослужений бывал в Воскресенской церкви (старый собор на Красной площади Ельца, разрушен в годы Советской власти), где по обыкновению читал «Апостол».
Это версия приводится в книге религиозного деятеля Воскресенского и вряд ли достоверна.
Елецкие власти были обязаны содействовать строительству флота в Воронеже, в связи с этим местные дети боярские привлекались к организации сбора различных повинностей с местных крестьян. В Воронеж отправлялись по разнарядке из Ельца и других городов строители и корабельные плотники, которые от тяжести трудов и невыносимых условий разбегались и увеличивали численность разбойников в елецких лесах. Конечно, и здесь возникла легенда.
Этот миф гласит, что во время одной из своих поездок в Воронеж Петр приказал сделать остановку у истока речки Пальны, известного теперь под именем Красного колодезя. Сейчас здесь находится село Красная Поляна (или по церкви Петропавловское). Недалеко от этого места был лагерь разбойников. Они решили, что с этого знатного барина можно поживиться. При дальнейшем пути через лес, ночью, когда царь спал, разбойники напали на царский поезд и начали его грабить. Царь проснулся и, выйдя из повозки, вытянулся во весь свой гигантский рост (2 м 04 см), властно закричал: «Знаете ли вы, молодцы, кого грабите: я ваш царь!». Разбойники пали на колени и просили прощения. «Что заставляет вас разбойничать?» — спросил государь. «Твои, государь, чиновники, наши супостаты-антихристы одолели нас».
По одному сказанию, разбойники получили царское прощение под условием впредь не заниматься грабежом, а по другому – они должны были, согласно приказанию царя, перевязать друг друга и отправиться в город к воеводе.
Здесь же родилась и другая легенда. В Красной Поляне, куда и поселили разбойников, а также работников, следящих за трактом, царь велел построить церковь Петра и Павла. Что и было исполнено. Но это только легенда, которой воспользовались владельцы этих земель. Они значительно позднее царствования Петра исполнили этот «завет». К этой легенде все время цеплялись «хвосты»: Петр Великий приказал бесплатную раздачу земель в этом месте каждому, кто захочет поселиться здесь. Крестьяне этого села покрасили свои дома в красный цвет, от этого и название — Красная поляна. Но земля выдавалась за службу на границе, а название села появилось значительно позже, когда сюда переселили своих крестьян с севера дворяне Дубовицкие, прилагательное «красное», как и везде в России, имело значение красивое.
Царские реформы
Реформы Петра больно ударили по жителям Елецкого уезда помещикам-однодворцам. Они защищали южную границу России от набегов татар. За это имели много льгот, государство не разрешало столичным чиновникам захватывать пустующие вокруг наделов однодворцев земли. А Петр разрешил скупать пустующие земли, и на чернозем хлынули крестьяне московских и петербургских богачей, которые стали теснить местных жителей.
В 1710 — 1715 годы Елец находился в составе Воронежской обер комендантской провинции Азовской губернии.
По второй административной реформе в 1719 году Елец стал центром одной из пяти провинций Азовской, а с 1725 года — Воронежской губернии. В Елецкую провинцию входили города Талецк, Чернавск, Ливны, Ефремов, Данков, Лебедянь и Скопин, а также Раненбург, принадлежавший светлейшему князю А. Д. Меншикову. О том, что император помнил о елецких землях и даже пытался внедрить здесь более совершенный способ уборки хлеба при помощи кос, а не привычных в то время серпов, свидетельствует его запись, сделанная 11 мая 1721 года: «60 мужиков с косами и граблями послать в Елецкую провинцию с капитаном Расторгиным».
А 23 ноября 1708 года царь писал воронежскому воеводе: «Господин Колычев по получению сего указа на Воронеже, на Ельце и по другим городам, где есть кузницы, вели сделать, не мешкая, пятьдесят тысяч пар передних подков».
Из записей видно, что Петр не давал ельчанам спокойной жизни.