новости города Ельца, новости Елец, елецкие новости, елецкая газета, Красное знамя

Великий император и Елец

0 127
  К 350-ЛЕТИЮ ПЕТРА I 

Адольф ШЕВЕЛЮК,
Москва
Недавно отмечалось 350-летие Петра Великого, не раз посещавшего Елец. Об этом существует немало городских легенд, преданий и об этом же наша публикация.
В самом начале
Конец XVII века. Елец торгует с донскими казаками. Из него на Дон отправляются струги во время половодья с хлебом, оружием, порохом, одеждой, железом, подковами и котлами. Поставки значительно возросли при Петре I. Интересно, что струги не возвращались, а продавались донским казакам, которые их использовали в походах против татар.
1696 год. Петр I приказал рубить леса по берегам Быстрой Сосны для строительства стругов, грузить их хлебом, провиантом, боеприпасами и отправлять к Воронежу, где затевалось строительство российского флота для похода под Азов.
В начале XVII века Елец входил в состав особого Воронежского адмиралтейского округа, который был создан для строительства военно-морского флота. Через него проходил важный почтовый путь в Воронеж. В городе останавливались и сам царь, и многие представители правящих кругов, «птенцы гнезда Петрова».
Легенды о Петре
О посещении Петром Ельца местные краеведы оставили несколько письменных преданий.
Первая легенда издана Н. А. Ридингером, елецким полицмейстером и по совместительству публицистом, автором многочисленных газетных заметок о нашем городе в середине XIX века. В частности, он писал, что царь Петр, проезжая через Елец, ночевал в доме купца Петра Степановича Россихина на Пятницкой улице.
Купцы Россихины действительно в конце XVII — начале XVIII века проживали в Ельце и были видными гражданами города.
Другая легенда тоже записана Ридингером со слов какого-то елецкого «словохотливого и дельного старика»: «Петр Великий часто бывал в Ельце и останавливался у Петра Степановича Россихина. Однажды он приехал веселый и, объявив, что очень доволен работами в Воронеже в Таврове, приказал подать ему кочерыжной браги. Россихин поднес ему, и царь сказал: «У кого в руках, у того и в устах». Выпил Россихин, потом жена его, а потом царь. У Россихина долго хранились эти тарелки и стакан склеенный, и грамота свободного винокурения, но все сгорело; остался только стул, сделанный для Петра, потому что все тогда сидели на лавках».
Третья легенда опубликована елецким краеведом Иваном Уклеином. В 1708 году царь якобы пожаловал елецкому городскому голове Петру Степановичу Россихину в Липецке грамоту об освобождении от налогов и льготы на производство вина. Но впоследствии петровская грамота также сгорела в одном из пожаров.
В своей книге «Старый Елец: страницы истории Елецкого края в конце XVI — начале XX веков» на стр. 144 Д. А. Ляпин это предание относит к числу местных фамильных легенд и не считает достоверным. Должность городского головы в начале XVIII века вообще не существовала, а во главе города находился воевода.
Четвертая легенда гласит, что во время посещения Ельца царь неоднократно для слушания богослужений бывал в Воскресенской церкви (старый собор на Красной площади Ельца, разрушен в годы Советской власти), где по обыкновению читал «Апостол».
Это версия приводится в книге религиозного деятеля Воскресенского и вряд ли достоверна.
Елецкие власти были обязаны содействовать строительству флота в Воронеже, в связи с этим местные дети боярские привлекались к организации сбора различных повинностей с местных крестьян. В Воронеж отправлялись по разнарядке из Ельца и других городов строители и корабельные плотники, которые от тяжести трудов и невыносимых условий разбегались и увеличивали численность разбойников в елецких лесах. Конечно, и здесь возникла легенда.
Этот миф гласит, что во время одной из своих поездок в Воронеж Петр приказал сделать остановку у истока речки Пальны, известного теперь под именем Красного колодезя. Сейчас здесь находится село Красная Поляна (или по церкви Петропавловское). Недалеко от этого места был лагерь разбойников. Они решили, что с этого знатного барина можно поживиться. При дальнейшем пути через лес, ночью, когда царь спал, разбойники напали на царский поезд и начали его грабить. Царь проснулся и, выйдя из повозки, вытянулся во весь свой гигантский рост (2 м 04 см), властно закричал: «Знаете ли вы, молодцы, кого грабите: я ваш царь!». Разбойники пали на колени и просили прощения. «Что заставляет вас разбойничать?» — спросил государь. «Твои, государь, чиновники, наши супостаты-антихристы одолели нас».
По одному сказанию, разбойники получили царское прощение под условием впредь не заниматься грабежом, а по другому – они должны были, согласно приказанию царя, перевязать друг друга и отправиться в город к воеводе.
Здесь же родилась и другая легенда. В Красной Поляне, куда и поселили разбойников, а также работников, следящих за трактом, царь велел построить церковь Петра и Павла. Что и было исполнено. Но это только легенда, которой воспользовались владельцы этих земель. Они значительно позднее царствования Петра исполнили этот «завет». К этой легенде все время цеплялись «хвосты»: Петр Великий приказал бесплатную раздачу земель в этом месте каждому, кто захочет поселиться здесь. Крестьяне этого села покрасили свои дома в красный цвет, от этого и название — Красная поляна. Но земля выдавалась за службу на границе, а название села появилось значительно позже, когда сюда переселили своих крестьян с севера дворяне Дубовицкие, прилагательное «красное», как и везде в России, имело значение красивое.
Царские реформы
Реформы Петра больно ударили по жителям Елецкого уезда помещикам-однодворцам. Они защищали южную границу России от набегов татар. За это имели много льгот, государство не разрешало столичным чиновникам захватывать пустующие вокруг наделов однодворцев земли. А Петр разрешил скупать пустующие земли, и на чернозем хлынули крестьяне московских и петербургских богачей, которые стали теснить местных жителей.
В 1710 — 1715 годы Елец находился в составе Воронежской обер комендантской провинции Азовской губернии.
По второй административной реформе в 1719 году Елец стал центром одной из пяти провинций Азовской, а с 1725 года — Воронежской губернии. В Елецкую провинцию входили города Талецк, Чернавск, Ливны, Ефремов, Данков, Лебедянь и Скопин, а также Раненбург, принадлежавший светлейшему князю А. Д. Меншикову. О том, что император помнил о елецких землях и даже пытался внедрить здесь более совершенный способ уборки хлеба при помощи кос, а не привычных в то время серпов, свидетельствует его запись, сделанная 11 мая 1721 года: «60 мужиков с косами и граблями послать в Елецкую провинцию с капитаном Расторгиным».
А 23 ноября 1708 года царь писал воронежскому воеводе: «Господин Колычев по получению сего указа на Воронеже, на Ельце и по другим городам, где есть кузницы, вели сделать, не мешкая, пятьдесят тысяч пар передних подков».
Из записей видно, что Петр не давал ельчанам спокойной жизни.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

 необходимо принять правила конфиденциальности
Новости ВРФ