новости города Ельца, новости Елец, елецкие новости, елецкая газета, Красное знамя

О спорах за главенство

0 1 349

Владимир ПЕРЦЕВ

Лет 15 назад у меня состоялся долгий и интересный разговор с известным елецким краеведом, бывшим руководителем треста «Елецтяжстрой» и главным архитектором Ельца В. П. Горловым об исторически складывавшихся непростых отношениях между Ельцом и областным центром. Причин для трений было несколько.

Засосенской части города сейчас могло бы не быть.

Истоки строптивости


Как рассказал тогда Виктор Петрович, ельчане отличались строптивостью, когда находились еще в составе Орловской области. Вспомним хотя бы о том, как почти сразу после революции в Ельце создали собственный совнарком и отказались административно подчиняться Орлу. Но и после разрешения этого конфликта ельчане доставляли немало хлопот областным руководителям на всевозможных пленумах, сессиях и конференциях.
А после образования липецкого региона, собранного из окраинных районов Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Курской и Орловской областей, ельчане оказались самыми ершистыми среди своих соседей. Впрочем, основания для этого имелись.
Елец давно претендовал на звание областного центра. Еще в конце ХIХ века он был вдвое больше Липецка и ничем не уступал губернскому Орлу. Елец и географически с его железнодорожным узлом и перекрестком автомобильных дорог больше подходил для административного центра, чем Липецк. Многие это понимали, но перетянула черная металлургия. Кстати, решение о строительстве Новолипецкого металлургического завода было принято в 1929 году именно Елецким окружным комитетом партии. Липецк тогда административно входил в состав Елецкого округа. Конечно, в то время, это был не гигант металлургии.
— Меня прислали в Елец вторым секретарем горкома КПСС в 1969 году, — рассказывал В. П. Горлов. — Но и тогда, через 15 лет после образования Липецкой области, среди ельчан чувствовалось ощущение обиды и несправедливости при решении вопроса о центре нового региона. Город отличался тогда «самостийностью», недоверием к «варягам», присланным из облцентра, и ревниво относился к «соломенному Липецку», неожиданно ставшему главным городом области.
Ведь еще дореволюционными строительными правилами в Ельце были запрещены соломенные кровли. А в Липецке их можно было наблюдать и к середине 60-х годов.

Разительные перемены

Впрочем, ситуация в новом областном центре быстро менялась. Он стал развиваться, обгоняя наш город. Явно наметилось отставание строительной отрасли в Ельце. После некоторого всплеска активности при сооружении ТЭЦ, сахарного завода и «Эльты» дела на стройках города шли все хуже и хуже, в итоге трест «Елецстрой» был расформирован. В Ельце осталось фактически одно строительное управление, явно не справлявшееся с задачами по обновлению города. Износ промышленных цехов, жилых домов и общественных зданий не компенсировался объемами ремонта и нового строительства. На вопрос «Кто виноват?» давались противоположные ответы. В Ельце обвиняли областную власть в несправедливости при распределении капитальных вложений: «Липецку дают больше, чем Ельцу». И это была правда. Объем капитальных вложений в областном центре во много раз превышал показатели Ельца. Страна не жалела денег на черную металлургию. Липецкие же руководители резонно отвечали ельчанам: «Стройкой заниматься надо, а не разговорами. Вы ведь не осваиваете тех средств, что вам дают». И это тоже была правда.

Как несчастье помогло


Перелом в таких отношениях произошел после того, как в Ельце 27 апреля 1969 года случилась трагедия. Обрушилась городская баня, перестроенная когда-то из синагоги. Накануне майских праздников она была переполнена. Пострадали 30 человек. Из-под обломков здания спасатели извлекли 17 трупов. Еще двое скончались в больнице от полученных травм.
Напуганные чрезвычайным происшествием, областные власти вынуждены были обратить особое внимание на Елец, дать задание обследовать здания и сооружения на прочность и устойчивость, стали искать пути, как поправить положение с отставанием строительства в старинном городе. И дело пошло: 70-е и 80-е годы, вплоть до перестроечной разрухи, останутся в истории Ельца как период самого быстрого развития его экономики, городского хозяйства и жилищного строительства. И это, считал В. П. Горлов, несомненная заслуга нашего областного центра.

Засосна могла утонуть

В период подготовки к 65-летию Липецкой области в региональных средствах массовой информации вышло немало интересных материалов, посвященных ее истории. В их числе и публикация липецкого журналиста Виктора Камского на портале «ЛипецкМедиа» под названием «Елецкая область, а не Липецкая могла появиться в СССР». В ней рассказывается еще об одном варианте образования Елецкой области. Автор приводит данные о том, что если Липецк после войны планировали сделать центром черной металлургии, то Елец — цветной. В Совете министров был разработан проект строительства у нас медеплавильного комбината на привозном сырье. И стала бы область Елецкой, если бы не просчет всех «за» и «против» возведения такого объекта.
«Для работы медеплавильного комбината необходимо много воды для охлаждения литейных заготовок, — пишет В. Камский. — Проект строительства предприятия цветной металлургии в Ельце предусматривал создание водохранилища. Для этого планировалось перекрыть Быструю Сосну плотиной и затопить засосенскую часть города. Но когда подсчитали, во сколько обойдется переселение ельчан на другой берег, проект признали бесперспективным. Слишком дорого обошлись бы скудному послевоенному бюджету все эти затопления с переселениями. И от строительства Елецкого медеплавильного комбината отказались».

Природа была против

Действительно, в этом смысле строительная площадка Липецка была более выигрышной. Никого переселять не требовалось. На месте НЛМК тогда был лес. А река Воронеж, после строительства на ней плотины, затопив собственную пойму, вполне обеспечивала водой металлургическое производство.
Есть и еще мнение, согласно которому наш город не стал столицей области из-за природного ландшафта. Строить здесь плотину оказалось не с руки — один берег Быстрой Сосны высокий, а другой, наоборот, низкий, какая уж тут плотина?
Вот так Елец остался без комбината-гиганта и не стал областным центром.
А, может, оно и к лучшему?! Будь иначе, с экологией у нас точно были бы большие проблемы. А приносить в жертву Засосну разве не жалко? Все-таки без нее наш Елец не полный…

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

 необходимо принять правила конфиденциальности
Новости ВРФ