Часовня возле Вознесенского собора над могилой ельчан, погибших в битве с Тамерланом в 1395 году
Ровно 40 лет назад, летом 1984 года, архитектор Александр Васильевич Новосельцев воссоздал утраченные в советское время крест и главку на знаменитой часовне возле Вознесенского собора над могилой ельчан, погибших в битве с Тамерланом в 1395 году.
Размеры и пропорции отсутствующих многие годы деталей помог найти известный елецкий художник Николай Иванович Климов (1948 — 2009), у которого сохранились старые фотографии этого культового сооружения.
По некоторым данным, часовня, расположенная у северной стены главного храма города, впервые упоминается в документах еще в 1691 году, когда и собора-то еще не было. Часовенка относилась к некоей Никольской богадельне.
Старинный источник гласит: «Едуча от Донковских ворот по дороге к Ливенским воротам на правой стороне подле государева кружечного двора (кабак, питейное заведение — прим. автора), а у той богадельни часовня. А часовня строена государевым жалованьем… А по скаске под тое богадельней в елецкое разорение было кладбище».
Как видите, уже тогда писалось, что культовое сооружение стоит на братской могиле, сделанной после некоего «елецкого разорения». При этом многие краеведы и историки склоняются к тому, что захоронение возникло не при Тимуре, а много позже, когда елецкую крепость захватили и разграбили запорожские казаки гетмана Сагайдачного в 1618 году.
Известный елецкий историк и археолог Николай Александрович Тропин нашел документ (отчет городничего) в котором указан год постройки нового, каменного здания часовни: «Часовня каменная при церкви Вознесенского собора в ширину 2, ½ сажени (примерно 4, 5 метра, — прим. автора), длинною 3 сажени (около 6, 5 м., — прим. автора), со сводами кирпичными, каменным полом, покрыта тесом, с одним большим окном и большими на железных петлях дверями с навесом. Построена елецким купцом Семеном Калашниковым в 1771 году над посеченными Темир-Аксаком в Ельце (1395) и складенными в сруб».
Привычное нам здание часовни возвели уже в 1801 году. Тогда оно было под тесовой кровлей. Внутри на стенах имелись росписи и надпись: «Божиею милостию сия часовня… построена над посеченными христианы от безбожнаго царя Темир Аксака. Собраны и проложены в труп (так в старину называли массовое захоронение, братскую могилу — прим. автора). И для того сей Честный Крест сооружен древних лет, а состроена старанием Онисима Родионова, сына Лапухина 1801 году месяца июля 23 дня».
Кстати сказать, когда началось строительство Вознесенского собора, часовню так засыпали землей из огромного котлована, что впоследствии пришлось устраивать у ее входа навес и лестницу ведущую вниз.
К началу ХХ века молельный домик по какой-то причине сильно запустили, и сердобольному и набожному елецкому купцу Ивану Сергеевичу Лопухину пришлось просить разрешение на реконструкцию постройки в стиле классицизма за свой счет. При этом внутри постарались сохранить священные изображения и надписи.