новости города Ельца, новости Елец, елецкие новости, елецкая газета, Красное знамя

Елецкому железнодорожному техникуму — 150 лет.

0 1 017

В 1869 году в Ельце было открыто техническое железнодорожное училище имени императора Александра II. Оно стало первым в России низшим техническим учебным заведением железнодорожного транспорта.

Нынешнее здание техникума

Первое в России


О его необходимости перед императором Александром II ходатайствовал министр путей сообщения П. П. Мельников, им же утверждался и устав училища. А открылось оно на средства строителя частных железных дорог С. С. Полякова: им было построено все необходимое, а также пожертвованы 30 тысяч рублей серебром (в ценных бумагах), проценты с которых шли на содержание училища.
Оно имело большую популярность — сюда приезжали учиться из 33 губерний России. Особое внимание уделялось практическим навыкам: например, механики должны были наездить, управляя паровозом, не менее 2500 верст (1 верста — 1066,8 м) на товарных и пассажирских поездах. При этом всякие сходки, концерты, театральные представления, публичные собрания в здании училища запрещались. Известен случай, когда его начальник за разрешением провести литературно-музыкальный вечер обращался в учебный отдел МПС и получил категоричное «Нет», потому как это мероприятие не соответствовало главному направлению училища. Кстати, на этом несостоявшемся концерте должен был петь знаменитый тенор Иван Ершов. Ведь он здесь учился, а впоследствии стал народным артистом СССР, выступал на одной сцене с Шаляпиным.

Учащиеся на практике (XIX век)


Для участия в I Всероссийской выставке в честь 200-летия со дня рождения Петра I (1872 год) воспитанники и преподаватели училища изготовили модель товарной тормозной платформы на рельсах, причем в четверть натуральной величины! Советом общественных любителей естествознания при Московском университете и комитетом по устройству политехнической выставки Елецкому училищу была присуждена за это большая серебряная медаль. А в 1893 году ельчане привезли на Всероссийскую гигиеническую выставку в Петербурге действующую (!) модель паровоза — и тоже в четверть натуральной величины. Он весил 76 пудов и имел 175 деталей 56 наименований, а также приспособление для проведения дезинфекции паром и демонстрировался, чтобы «дать возможность публике и врачам ознакомиться с современным состоянием науки и техники в области гигиены и санитарного дела». После выставки паровоз еще долго выставлялся в музее Петербургского института инженеров путей сообщения. Вернувшись в Елец, он простоял в училище до 1942 года, затем был эвакуирован под Уфу и там затерялся…


Революция, война, люди


К 1917 году Елецкое училище окончило свыше 1400 человек. После революции низшие технические ж. д. училища преобразовались в средние специальные. Позже учебное заведение еще несколько раз меняло свое название, пока в 1934 году стало Елецким строительным техникумом путей сообщения. Кстати, выпускники 30-х годов оказались весьма талантливыми, многие из них стали учеными, генералами, командирами производства высокого ранга: О. П. Ершков и Ю. К. Полосин стали профессорами, докторами технических наук; К. Ф. Секретарев и И. И. Жемчужников — генерал-лейтенантами; В. Ф. Трубицин и С. Ф. Ширяев — заместителями начальников железных дорог и т. д.
В годы Великой Отечественной войны техникум дважды эвакуировали: в Саратов и в Удмуртию. Многие студенты и преподаватели отправились на фронт и отважно воевали: например, выпускник Иван Жемчужников стал Героем Советского Союза, а студент Михаил Титов — кавалером орденов Славы трех степеней. При этом уже в 1942 году по новому набору в техникуме учились 120 человек — еще шли кровопролитные бои, а руководство страны уже заботилось о новых специалистах.
1952 год был отмечен тем, что техникум перевели в новый учебный корпус (проект главного архитектора МОСГИПРОТРАНСА М. А. Готлиба). Силами преподавателей и учащихся был заложен фруктовый сад, посажены березовые аллеи, появился спортивный комплекс. В 60-х годах для нужд Елецкого железнодорожного узла в техникуме работало вечернее отделение, а также было открыто заочное. В 1972 году стали набирать студентов по специальности «Мосты и другие искусственные сооружения». К началу двухтысячных учебным заведением было подготовлено более 20 тысяч специалистов, работающих на всех железных дорогах страны.


«РЖД» — главный партнер


Новой важной вехой в истории техникума стало вхождение его в 2016 году в состав Ростовского государственного университета путей сообщения. Соответственно диплом РГУПС позволяет выпускникам продолжить обучение в вузах страны по родственным специальностям без сдачи ЕГЭ.
Сегодня в техникуме обучается более 700 человек по шести специальностям среднего профессионального образования (очно и заочно). По их количеству среди образовательных организаций СПО — филиалов РГУПС — Елецкий железнодорожный техникум занимает 2-е место. Это единственное учебное заведение, которое сохранило подготовку по медицинским специальностям для транспортной отрасли. Важно, что все выпускники техникума ежегодно трудоустраиваются благодаря высокому уровню знаний и отменным профессиональным навыкам, а также еще и потому, что техникум активно взаимодействует с работодателями. Так, одним из главных заказчиков молодых специалистов и надежным деловым партнером остается Юго-Восточная железная дорога — филиал ОАО «РЖД». Существующая целевая и контрактная подготовка для железнодорожного транспорта позволяет их дипломным проектам получать гранты Ю.-В. ж. д., а самим студентам — возможность рассчитывать на гарантированное трудоустройство, пользоваться социальной поддержкой в качестве молодых специалистов: оплатой расходов на переезд и обустройство, возмещением расходов на найм и приобретение собственного жилья на льготных условиях ипотечного кредитования и т. д.


Молодые чемпионы


Новое оборудование лабораторий и мастерских позволяет осуществлять подготовку специалистов не только с учетом образовательных стандартов, но и чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Так, Сергей Туранин занял 2-е место на III региональном чемпионате «Молодые профессионалы» в 2018 году, а в нынешнем на том же состязании получил диплом за высокий профессионализм. Никита Сальков победил во Всероссийской олимпиаде дипломных проектов среди студентов Российских железных дорог. Иван Богатиков, Орхан Равинский заняли 2-е место в IV Всероссийском конкурсе исследовательских и проектных работ «Транспорт будущего», Валерия Австриевских стала победителем регионального этапа всероссийского конкурса молодых авторских проектов, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий, «Моя страна — моя Россия». И таких примеров можно привести не один десяток: студенты техникума успешны во всех видах состязаний — от профессиональных до спортивных и творческих.


Старое в гармонии с новым

Директор В. Г. Краснов


В техникуме стремительно развивается не только учебный процесс, но и инфраструктура: построен спортивный комплекс, модернизировано студенческое общежитие. Кабинеты, лаборатории, мастерские — все отвечает стандартам XXI века. Заканчивается ремонт по восстановлению исторического облика здания, где было открыто первое в России ремесленное железнодорожное училище имени императора Александра II (сегодня это объект культурного наследия региона. При этом старое гармонирует с новым. Например, здесь обновлена лаборатория информационных технологий, получены современные стенды в кабинет «Электротехника» для выполнения практических работ, закуплены учебные пособия и оборудование для медицинских специальностей.
Студенты не только овладевают знаниями, но и активно проявляют гражданскую позицию: на базе техникума создано добровольческое объединение «ЕТЖТ.48», реализующее проект «Елец. Добро», а в 2018 году победили в областном конкурсе «Доброволец года» в номинации «Личный пример».
…За свою 150-летнюю историю техникум подготовил свыше 40 тысяч специалистов для железных дорог нашей страны и других отраслей промышленности. Многие из них были и остаются заслуженными людьми, руководителями предприятий города и области. И наверняка среди тех, кто сегодня учится в техникуме, есть будущие министры, руководители предприятий, профессора и академики, которым предстоит уже скоро вершить историю страны. А техникум был и остается верен своим традициям, заботится о перспективах, динамично развивается.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

 необходимо принять правила конфиденциальности