новости города Ельца, новости Елец, елецкие новости, елецкая газета, Красное знамя

Бурмистров Иван Федорович

0 3

Мой папа — один из тех, кто в Великую Отечественную войну ковал Победу в тылу. В Елец Иван Бурмистров приехал в 1931 году по распределению после окончания Борисоглебского техникума. Восемнадцатилетнего парня направили в котельный цех местного паровозного депо. Здесь он прошел трудовой путь от техника до главного механика.
В самый разгар сталинских репрессий (1937 год) папу назначили мастером котельного цеха. В то время в депо пришли новые мощные паровозы марки «ФД». Машина была огромная, сложная, и это накладывало свой отпечаток на ее эксплуатацию и ремонт.
К примеру, у «ФД» частенько лопались стенки топок. Два мастера, работавших в котельном цехе до отца, один за другим были арестованы по подозрению в умышленном вредительстве, они так и сгинули безвестно. Да и сам папа, каждый раз отправляясь на работу, не был уверен в том, что вернется домой, к семье. Страшные были времена. Из Борисоглебска сообщили, что по нелепому доносу расстреляли папиного дядю, честного человека, детского врача…
Железнодорожники все же освоили паровоз-новинку, научились его правильно ремонтировать и обслуживать. В этом была немалая заслуга отца, грамотного и вдумчивого специалиста. Не случайно рабочие называли папу «котельный бог». Он внес в их работу немало полезных рацпредложений.
С началом Великой Отечественной войны отец был взят на спецучет как знающий и опытный мастер и оставлен в тылу. Работал вместе с товарищами не покладая рук — деповцы ремонтировали разбитые паровозы. И при этом думали: чем бы еще помочь фронту?
В ноябре 1941 года в депо провели собрание, где приняли решение во исполнение приказа Правительства своими силами изготовить бронепоезд. Начальник деповского техотдела Бобров сделал эскизы и чертежи, а папа с товарищами взялись за сборку этой стальной машины. Работа кипела круглые сутки, даже спали в цехе, под шум грохочущих станков и инструментов, а нередко — и под врывы немецких авиабомб.
Через 20 дней бронепоезд «Смерть фашизму» покатил в сторону Воронежа, где на него установили вооружение. Вели «стальную смерть» машинисты Н. Я. Сахаров и Ф. Ф. Самарин.
Через некоторое время в политотдел Елецкого отделения Юго-Восточной железной дороги пришла телеграмма, в которой командующий Юго-Западным фронтом маршал С. К. Тимошенко благодарил ельчан за отличную бронемашину, неоднократно нагонявшую страх на врага своим грозным видом, огнем пушек и пулеметов.
В разгар боев за Елец И. Ф. Бурмистров и рабочие депо ушли с предприятия только когда немцы захватили старую часть города и начали переправу через Быструю Сосну. Впрочем, уже 7 декабря 1941 года паровозное депо вновь начало работу в освобожденном от фашистской нечисти городе. За это время гитлеровцы успели разрушить здесь две трети имевшихся производственных помещений. В котельный цех, например, угодила авиабомба, пробившая перекрытия и разорвавшаяся в смотровой яме рядом со старым паровозом «ОВ». Многотонную махину ударной волной отбросило в сторону как пушинку.
Несмотря на разрушения, в депо вновь закипела работа. Как и прежде, восстанавливали, ремонтировали и обслуживали паровозы. При этом случалось всякое.
Однажды в депо доставили крепко израненный локомотив, и рабочие уже готовы были приступить к вскрытию его котла, как вдруг прямо в дымогарной трубе заметили застрявшую неразорвавшуюся авиабомбу. Пришлось вызывать саперов для разминирования.
Дни и ночи трудились елецкие железнодорожники, не щадя сил и здоровья, выполняя приказ: «Все для фронта, все для Победы!». За эту наряженную работу в декабре 1942 года папу наградили орденом «Знак Почета», а потом и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Следует отметить, что перед войной отец поступил в железнодорожный техникум и какое-то время учился там, но в силу невероятной загруженности на работе решил оставить учебу.
В послевоенные годы отец трудился на родном предприятии. Был секретарем парторганизации локомотивного депо, замещал секретаря партийной организации узлового парткома. С отличием окончил орловскую Высшую партийную школу. Руководил здешним струнным оркестром. Папа с теплотой вспоминал депо, людей, с ним работавших, до самых последних дней жизни (он умер летом 1996 года).
Сегодня в локомотивном депо есть музей, где стоит макет того самого бронепоезда и висят фотографии отца и машинистов, что повели грозную махину сражаться с врагом. Всегда, заходя в депо, чувствую родной, знакомый с детства, запах (папа иногда брал меня с собой на работу). Кажется, еще немного, и я увижу его среди рабочих, обслуживающих современные локомотивы — как всегда, делового, обстоятельного и жизнелюбивого — нашего «котельного бога»…
Г. БУРМИСТРОВА (ПОЛУНИНА),
дочь.

#75летПобеды #годПамятииСлавы#Никтонезабыт#фашизмнепройдёт#бессмертныйполк#

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

 необходимо принять правила конфиденциальности