новости города Ельца, новости Елец, елецкие новости, елецкая газета, Красное знамя

Есть в елецкой галерее сокровище

0 165

Адольф ШЕВЕЛЮК,
г. Москва

В конце 2019 года в ходе Недели русского искусства в Лондоне на аукционе Sotheby’s ушла с молотка картина видного представителя советского авангарда художника Ивана Васильевича Клюна (1873 — 1943) «Сферический супрематизм» почти за 3 миллиона евро. И оказалось, что есть нити, ведущие от этого художника в Елец.

Ушла с молотка
за 3 млн. евро

Картина Клюна стала топ-лотом Sotheby’s.
«Сферический супрематизм» — единственная картина Клюна, находящаяся в частном собрании. Большинство его работ — в Третьяковской галерее или в Государственном музее искусства модернизма в Салониках (Греция). В 1960 году дипломат и коллекционер Георгий Костаки купил у дочери художника Серафимы почти все его наследие. И картина «Сферический супрематизм» — одна из немногих, которую Костаки, греку по национальности, удалось вывезти из СССР и которая оказалась в итоге в частных руках. Ее выставляли в нью-йоркском Метрополитен-музее, а потом в 1961 году — в музее Гуггенхайма в США. В 1983 году она была продана за 320000 фунтов стерлингов на аукционе. И вот теперь за нее выложили астрономическую сумму в 3 миллиона евро. Почему же я вдруг заинтересовался сообщением в печати о продаже картины Клюна? Есть причина.


Где остальные картины?

В 1919 году в Москве произошло перераспределение картин русского авангарда по провинциальным музеям… Их подлинной ценности тогда никто не представлял. Тем, что были ближе к Москве, досталось куда больше, чем тем, что находились от столицы на больших расстояниях. По простой причине — отвозить не так затратно. Елецкий краеведческий музей был ближе, чем, например, Саратов, Ростов или Новосибирск и поэтому получил более 25 картин разных авторов, представителей различных течений авангардистов. Они хранились в запасниках нашей картинной галереи.
Андрей Дмитриевич Сарабьянов, директор издательства «Русский авангард», научный руководитель программы «Музеи живописной культуры», работая над книгой о музеях, имеющих в своей коллекции полотна представителей авангарда, обнаружил в РГАЛИ (Российский государственный архив литературы и искусства) акт 1919 года о передаче из музейного бюро в Елец 22 полотен представителей современного искусства. Эта коллекция была эвакуирована из Ельца во время Великой Отечественной войны. Но вернулись назад всего 5 картин. Только две из них в Ельце были атрибутированы: это «Бильярд» Василия Васильевича Рождественского и «В питейном заведении» Николая Синезубова. А вот названия трех других, как и фамилии художников, были неизвестны.


Что показала творческая командировка

В начале 2011 года А. Д. Сарабьянов побывал в Ельце в творческой командировке. При осмотре картин авангардистов выявил, что 4 полотна из этого списка находятся в акте передачи в Елецкий краеведческий музей. На их обороте даже сохранились номера из музейного бюро, начертанные черной краской. Тогда-то Андрей Дмитриевич и обнаружил ранее неизвестное полотно Ивана Клюна «Беспредметную композицию», картину, созданную художником в то же время, в которое был рисован «Сферический супрематизм». Таким образом, елецкий музей, один из немногих в России, может похвалиться обладанием такого раритета.
А. Сарабьянов называл Клюна фигурой международного значения: «Клюн, как и многие русские авангардисты, был предтечей многого из того, что обрело впоследствии почву за рубежом». Картина Ивана Клюна значилась как «Неизвестный художник. Футуристический рисунок к пьесе Маяковского «Клоп». Неразборчиво написанная фамилия Клюн была воспринята как «клоп».
Тогда же А. Д. Сарабьянову удалось атрибутировать еще одну картину — «Пожар» Ольги Розановой. Еще одна — «В кафе» так и осталась неопознанной. Надо над этим работать, чтобы познать подлинную цену художественного произведения.


Полотно-сокровище

Согласитесь, это не нормально, что посетители Елецкой картинной галереи в филиале краеведческого музея даже не подозревают, что, когда рассматривают экспозицию русского авангарда, часто проходят, даже не останавливаясь, мимо полотна-сокровища Ивана Клюна «Беспредметная композиция». А ведь это работа выдающегося мастера стоимостью, на мой взгляд, никак не меньше миллиона долларов, а то и больше.
Немного о художнике. Иван Васильевич Клюн (настоящая фамилия Клюнков) родился в д. Большие Горки Владимирской губернии. Русский художник и теоретик искусства, мастер русского авангарда первой половины XX века был учеником, другом и соратником Казимира Малевича, того самого, картина которого «Черный квадрат» является символом авангардизма начала XX века. С 1910 года в России был популярен супрематизм (термин Малевича), картины в этом стиле писали очень многие художники. И. В. Клюн — автор теоретического очерка о супрематизме «Искусство цвета». Несмотря на то, что они были почти ровесниками, Малевич в это время уже был известным мастером, а Клюн только учился живописи. После революции он остался в России, писал картины в других художественных стилях, преподавал в учебных заведениях художественное мастерство.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

 необходимо принять правила конфиденциальности