новости города Ельца, новости Елец, елецкие новости, елецкая газета, Красное знамя

Последний парад нежинцев

0 158

Анатолий НЕЧАЕВ,
краевед

Происшедшая 104 года назад февральская революция положила начало череды гигантских потрясений для народов России. А начались они с перемен, которые стали происходить в армии, сражавшейся на фронтах Первой мировой войны. Появилась возможность увидеть следы тех событий через историю Нежинского гусарского полка, который до войны квартировался в Ельце. Сделать это удалось благодаря знакомству с книгой Виктора Петракова «Ротмистр Подушкин и его открытки», которую приобрел недавно в одном из букинистических магазинов.

О ротмистре Подушкине

Судьба этого человека интересна и трагична. Он пережил ужасы империалистической и гражданской войн. Затем многие годы скитался в эмиграции по разным странам, пока не осел в Америке. Закончился его жизненный путь в Нью-Йорке.
Впрочем, обо всем по порядку.
Константин Подушкин родился в 1890-м году в Ковеле.
Учился во Владимирском Киевском кадетском корпусе. После его окончания Костя, вместе с большой группой кадетов 1 июля 1915 года приехал в Елизаветград, где всех их зачислили в кавалерийское училище.
Время было военное, и поэтому новобранцам вместо 2-годичного обучения пришлось заканчивать ускоренные курсы. После их завершения приказам от 1 февраля 1916 года Подушкин произведен в прапорщики и направлен в 18-й Нежинский гусарский полк.
И вот 9 февраля 1916 года Константин прибыл в штаб этого подразделения. В то время позиции нежинцев размещались недалеко от родного города К. Подушкина. Вскоре состоялось и боевое крещение молодого офицера.
У неженцев была традиция: вновь прибывшие командиры после 3 лет службы получали право на ношение полкового перстня. Он представлял собой металлическое кольцо на золотой подкладке с гербом г. Нежина. Так вот Подушкин получил такое право всего через полгода. Это значит, что он быстро приобрел среди сослуживцев авторитет боевого офицера.


Прощание
с традициями

После февральской революции, свергнувшей царя, с подачи пришедших к власти либералов был запущен процесс демократизации армии. Единоначалие, как основа воинской дисциплины, заменялось на главенство солдатских советов. Для многих командиров новые порядки оказались неприемлемыми. Вот и командир Нежинского полка Богородский посчитал невозможным продолжать службу. О прощании с ним рассказывается в воспоминаниях К. Подушкина, которые приводятся в книге «Ротмистр Подушкин и его открытки». Вот выдержки из них:
«Рано утром полк был построен в конном строю, но на окраине местечка. Из улицы, выходящей на площадь, где стоял полк в развернутом строю, с трубачами на фланге, широким аллюром выехал командир полка, генерал-майор Богородский на своем сером черниговском красавце… Полк замер. Казалось, сейчас совершится что-то страшное… Раздалась команда, трубачи заиграли полковой марш. Молча, держа руку у козырька вглядываясь орлиным взглядом в каждого гусара, шел тем же аллюром вдоль фронта полка старый воин, сумевший своим мужеством и видом победить ложную ненависть его недавних соратников. Сделав вольт и остановив трубачей, привычным голосом командир пока поздоровался с полком. Грянул дружный ответ: «Здравья желаем, ваше превосходительство!». В этом ответе слышалась просьба о прощении и неподдельная солдатская любовь… В те дни уже отвечали: «Господин генерал!» и т. д., но в эти минуты перед командиром стоял славный боевой, отвергший новые реформы и воскресший в старых традициях полк. Командир полка построил каре, скомандовал: «Смирно!» и стал прощаться с полком: «Я прибыл сюда, чтобы в последний раз повидать и представить вас новому начальнику дивизии, вашему бывшему командиру полка, такими же молодцами, какими он передал вас своему преемнику и какими вы оставались во все дни моего командывания. Благодарю вас, господа офицеры, и вас, гусары, за доблестную службу Его Императорскому Величеству. Я оставляю вас только потому, что мне, старику, 35 лет прослужившему верой и правдой царю и Родине, теперешние новшества не по плечу. Покидая вас, я хочу сохранить в своем сердце гордое воспоминание о лучшей в мире коннице и прошу показаться начальнику дивизии теми старыми нежинцами, которые не знали ни страха, ни упрека. Спасибо вам!».
Повторилось неистовое: «Рады стараться, ваше превосходительство!». У многих по щекам текли слезы…
Полк перестроился развернутым фронтом. Под звуки родного марша в последний раз с последним командиром полка, нежинские гусары проходили церемониальным маршем мимо начальника дивизии, отдавая ему честь и «по-старому» отвечая на похвалу.
По окончании смотра эскадроны были разведены по квартирам своими вахмистрами. Все офицеры были приглашены генералом Богородским в штаб полка на прощальную чашку чая. Вечером командир полка выехал в штаб дивизии и никогда больше в полку не появлялся».


О погибших в боях

Маховик трагических событий только начинал раскручиваться. Впереди была Гражданская война, в результате которой К. Подушкин оказался в эмиграции. Через много лет в своих воспоминаниях он решил «перечислить всех офицеров- нежинцев, доблестно отдавших свою жизнь за веру, царя и Отечество в Первую мировую, а также и в гражданскую войны. Может быть, в этом списке кто-нибудь найдет фамилию своего родственника и сможет помолиться за упокой души героя.
В Первую мировую войну:

  1. Корнет Везенков. 2. Командир полка, полковник Витковский. 3. Корнет фон-Рутцен. 4. Корнет Шеваров. 5. Поручик Орлов. 6. Подполковник Дударов. 7. Ротмистер Ланьцуцкий. 8. Штабс-ротмистр Римский-Корсаков. 9. Корнет Литвинов. 10. Корнет Станкевич. 11. Корнет Оболенский. 12. Прапощик Шеченко.
    В гражданскую войну:
  2. Ротмистер Брандт 1-й. 2. Штабс ротмистр Подушкин 1-й. 3. Поручик Хвостов. 4. Поручик Черкесов. 5. Полковник Коломнин. 6. Штабс-ротмистр Бабич. 7. Поручик Северцев. 8. Поручик Цикин. 9. Корнет Пашковский. 10. Корнет Хрипунов. 11. Прапорщик Нарбут. 12. Штабс-ротмистр Макаров 2-й. 13. Штабс-ротмистр Стародубский».
    Думается, этот список будет интересен ельчанам.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

 необходимо принять правила конфиденциальности
Новости ВРФ