новости города Ельца, новости Елец, елецкие новости, елецкая газета, Красное знамя

А. В. Барченко — наш земляк, ученый и мистик

0 204

В нынешнем году исполнилось 140 лет со дня рождения одного из самых загадочных наших земляков — журналиста, писателя, мистика, оккультиста и вместе с тем разностороннего исследователя, работавшего в секретной лаборатории НКВД, Александра Васильевича Барченко.
В прошлом номере за 11 ноября «Красного знамени» мы публиковали начало рассказа об этом удивительном человеке. Сегодня — окончание повествования о жизни и судьбе А. В. Барченко.

После возвращения

Осенью 1922 года, уже после возвращения экспедиции в Мурман, в московских и питерских газетах появились сенсационные статьи и фото загадочных памятников некоей древней культуры. Например, «Красная газета» в феврале 1923 года писала: «Проф. Барченко открыл остатки древнейших культур, относящихся к периоду древнейшему, чем эпоха зарождения египетской цивилизации».
А вот что рассказывал об экспедиции ее руководитель:
«До сих пор лопари русской Лапландии чтут остатки доисторических религиозных центров и памятников, уцелевших в недоступных для проникновения культуры уголках края. Например, в полутораста верстах от железной дороги и верстах в 50 от Ловозерского погоста экспедиции удалось обнаружить остатки одного из таких религиозных центров — священное озеро Сейдозеро с остатками колоссальных священных изображений, доисторическими просеками в девственной тайболе (чаще), с полуобвалившимися подземными ходами-траншеями, защищавшими подступы к священному озеру.
Местные лопари крайне недружелюбно относятся к попыткам более тщательно обследовать интересные памятники. Отказали экспедиции в лодке, предостерегали, что приближение к изваяниям повлечет всевозможные несчастия на наши и их головы».
При этом А. В. Барченко утверждал, что лопари остаются «старейшими предками народностей, покинувших впоследствии северные широты… В последнее время упрочивается теория, согласно которой лопари параллельно с карликовыми племенами всех частей света представляются древнейшими прародителями ныне значительно более высокорослой белой расы».
Вскоре власть в лице руководителя спецотдела ВЧК — ОГПУ — НКВД Глеба Ивановича Бокия (тоже любителя мистики) пригласила А. В. Барченко к сотрудничеству.


«Трудовое братство», или тайное общество

В 1923 году Александр Васильевич начал работать в специальной лаборатории ОГПУ, изучающей психологию и парапсихологию, в том числе психическое воздействие на массовое сознание. Разработал метод выявления людей, склонных к криптографическому делу и к дешифровке кодов.
Кроме того, он создал организацию «Единое трудовое братство». В нее вошли соратники, увлеченные оккультизмом, в том числе и непосредственный шеф Барченко Г. И. Бокий. Члены этого общества изу­чали созданный Барченко труд под названием «Дюнхор». Он утверждал, что написал его на основе древних знаний, якобы превосходивших всякую современную науку. Как ни крути, а все это походило на закрытую секту, что в конечном итоге и подвело ее руководителя и адептов.
Много позже Г. И. Бокий на допросах показал: «Барченко выдвигал теорию о том, что в доисторические времена существовало высокоразвитое в культурном отношении общество, которое затем погибло в результате геологических катаклизмов… Остатки этого высшего общества, по словам Барченко, до сих пор существуют в неприступных горных районах, расположенных на стыках Индии, Тибета, Кашгара и Афганистана, и обладают всеми научно-техническими знаниями, которые были известны древнему обществу так называемой древней науки, представляющей собой синтез всех научных знаний…
Себя Барченко называл последователем древнего общества, заявляя, что был посвящен во все это тайными посланцами его религиозно-политического центра, с которыми ему удалось однажды вступить в связь…».


Секретная лаборатория

В 1924 году сотрудники спецслужб создали секретную лабораторию нейроэнергетики. Для конспирации ее разместили в Московском энергетическом институте, где Барченко числился как научный работник, изу­чающий лекарственные растения. На самом деле наш земляк исследовал биоэлектрические явления в живых клетках, в частности в клетках мозга, а также организма в целом. А еще выступал как консультант при обследовании знахарей, шаманов, медиумов, гипнотизеров и прочих необычных людей, которых спецотдел ОГПУ пытался активно использовать в своей работе. Тут занимались, казалось бы, несовместимым: проводили групповые сеансы связи с духами и одновременно разрабатывали новые методы электрофизиологии, нейрохимии, биофизики, физической химии.
А. В. Барченко пытался создать новое универсальное учение о ритме и энергии. Он полагал, что его можно будет применять в самом широком диапазоне — от космологии и геологии вплоть до кристаллографии и даже общественной жизни.
В секретной лаборатории трудились как серьезные ученые, так, например, и шаман, утверждавший, что может по фотографии определять, чем в данную минуту занимается изображенный на снимке человек.
Есть версия, что необычные способности Барченко и его подопечных помогли им раздобыть компромат на сильных мира сего. Это, мол, и сгубило самого Александра Васильевича и людей, трудившихся с ним.


Советские масоны?

Первым (16 мая 1937 года) арестовали Г. И. Бокия. А уже на следующий день тот признался, что еще в 1925 году организовал вместе с Барченко «масонскую ложу». Александра Васильевича взяли 21 мая 1937 года, после чего лишились свободы другие члены «Единого трудового братства».
Нашего земляка обвинили в создании «масонской контрреволюционной террористической организации «Единое трудовое братство» и шпионаже в пользу Англии».
По легенде органов, существовал некий религиозно-политический центр «Шамбала-Дюнхор», а в Москве и Ленинграде имелись его филиалы, созданные Барченко. Главная задача «шпионов» — подчинить своему влиянию высшее советское руководство и заставить его проводить угодную центру политику.
Один из бывших соратников Барченко, видимо, под диктовку следователя писал: «Наша нелегальная организация пропагандировала мистику, направленную против учения Маркса — Ленина — Сталина».
Большинство из проходивших по этому делу обвиняемых приговорены Военной коллегией Верховного Суда СССР к высшей мере наказания — расстрелу. В отношении Александра Васильевича приговор вынесли 25 апреля 1938 года и привели в исполнение через 15 минут, прямо в Лефортовской тюрьме.
Были конфискованы и, видимо, уничтожены рукописи ученого, в том числе и его главный научный труд «Введение в методику экспериментальных воздействий энергополя», а также книги, приготовленные к печати, и уникальная библиотека на нескольких языках.
Сегодня можно сказать, что как исследователя А. В. Барченко влекли порой спорные темы, но помыслы его, по всей видимости, оставались благородными. Сам он сформулировал их так: «Скорейшее ознакомление крупнейших идейных руководителей Советской власти с истинным положением вещей, с истинной ценностью тех древнейших бытовых особенностей Востока, к разрушению которых Советская власть подходит так примитивно и грубо не из злостных побуждений, но по неведению, действуя с глазами, завязанными ей авторитетом западно-европейской академической науки».
Нашего земляка реабилитировали лишь 3 ноября 1956 года, но его научные труды по сию пору не найдены.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

 необходимо принять правила конфиденциальности
Новости ВРФ