новости города Ельца, новости Елец, елецкие новости, елецкая газета, Красное знамя

М. К. Макарцев — генерал и герой из Ельца

0 318

Завтра исполнится 95 лет со дня рождения нашего земляка, Героя Социалистического Труда, генерал-полковника, начальника железнодорожных войск СССР (он возглавлял их с 1983 по 1992 годы) Михаила Константиновича Макарцева.

Генерал-полковник Герой Социалистического Труда М. К. Макарцев.

Запомнился лидером

Михаил Макарцев родился в Ельце 4 февраля 1927 года. Как и многие ровесники-мальчишки, мечтал стать летчиком-истребителем. Оно и понятно, ведь в середине 30-х годов прошлого века клич «Молодежь — на самолеты!» гремел по всей стране. Но судьба распорядилась по-своему. Грянула Великая Отечественная война, и после окончания восьмилетки (1942 год) Миша поступил в Елецкий путейско-строительный техникум НКПС (ныне Елецкий техникум железнодорожного транспорта — филиал РГУПС). Его он окончил с отличием, несмотря на нужды лихолетья. При этом запомнился товарищам и педагогам целеустремленностью, лидерскими качествами.
С 1946 по 1948 годы М. Макарцев трудился в проектной конторе управления Московско-Донецкой железной дороги Елецкой дистанции зданий и сооружений. А затем паренька призвали в армию.


Рядовой ж/д войск

Службу он начинал в далеком от родного дома Азербайджане рядовым железнодорожного батальона. И, представьте, сумел пройти путь до генерал-полковника и начальника ж/д войск, сделав поистине головокружительную карьеру!
Впрочем, по свидетельству знающих Михаила Константиновича людей, он никогда не страдал головокружениями от успехов, не кичился своими званиями и должностями, оставаясь скромным и непритязательным в быту и повседневной жизни человеком. А добивался всего благодаря уму, воле, работоспособности и трудолюбию, умению идти к поставленной цели.


Куранты в Сочи — его рук дело

Армейские дисциплина, четкость, исполнительность пришлись по душе М. К. Макарцеву. К тому же он делал дело (прокладывал железнодорожные пути), которое знал и умел. Наверняка поэтому подал документы в Ленинградское ордена Ленина Краснознаменное училище военных сообщений им. М. В. Фрунзе. Закончив его экстерном в 1951 году, молодой лейтенант получил приказ ехать в Сочи. Не на отдых, конечно, а на строительство тамошнего вокзала. Так что, приезжая в черноморскую столицу, помните — местный вокзал, признанный памятник архитектуру — дело рук ельчанина. В частности, именно взвод воинов-железнодорожников М. К. Макарцева возводил знаменитую здешнюю достопримечательность — башню с часами.
В Сочи наш земляк закончил Высшую партийную школу, но, главное, встретил на занятиях в ВПШ свою любовь, чувства к которой пронес через всю жизнь.


Таял от Таи


Выпускницу Ленинградского института направили в черноморскую столицу по распределению. Тут Таисия (Тая) работала в знаменитом Сочинском дендрарии. Заодно посещала занятия в Высшей партийной школе. Эти учебные заведения готовили руководящие партийные и советские кадры. Михаил Константинович влюбился в Таю с первого взгляда. Она ответила взаимностью. В итоге — свадьба и десятки лет дружной семейной жизни.
Таисия Петровна и Михаил Константинович вместе прошли все испытания, которые выпали на их долю. Офицерская судьба подразумевает неспокойное житье, а судьба офицера железнодорожный войск беспокойна вдвое. Судите сами: одних только служебных квартир Макарцевы сменили аж 24! Но при этом семейная пара всегда оставалась счастливой, супруги трогательно заботилась друг о друге. Еще бы, ведь Михаил с первого дня их знакомства таял от своей Таечки!


Орден Ленина
за мост

После окончания в 1958 году Военной академии тыла и транспорта М. К. Макарцев в течение четверти века прошел путь от командира роты, батальона, бригады, корпуса и далее до начальника железнодорожных войск.
Порой ему приходилось выполнять самые непростые задачи. Например, именно он и его подчиненные во время военных учений, впервые в СССР (!) сумели за один день собрать наплавной рельсовый мост, по которому прошел железнодорожный состав.
А еще, будучи комбатом, он вместе с солдатами первыми в стране соорудили высокие железобетонные опоры моста с использованием 24-метровых свай. Мало того, его специалисты освоили совершенно новую технику и технологию укладки бетона под водой! Это было под Гродно (Белоруссия) при сооружении моста через реку Неман. За тот успешный опыт Михаила Константиновича удостоили первой правительственной награды — ордена Ленина.


Характерные черты

Характерная черта М. К. Макарцева: командование предложило ему (тогда еще комбату) должность первого заместителя командира бригады (по военным меркам хороший карьерный рост!), но Михаил Константинович согласился не сразу. Попросил время, чтобы сдать очередной объект, возводившийся его батальоном, и только после успешного завершения строительства пошел на повышение.
 А еще коллеги отмечают его отличную память. Будучи комбригом, он знал по имени отчеству всех командиров батальонов и едва ли не рот. Мог точно воспроизвести нужные цифры без документов и справок, держал в уме технические характеристики объектов и многочисленные СНиПы. Не терпел непрофессионализма, разгильдяйства, мог дать хороший нагоняй, в том числе и старшим офицерам. Нерадивые руководители старались не попадаться ему на глаза, когда он приезжал в часть, но М. К. Макарцев их находил и жестко с них спрашивал за упущения.


Погоня
в командировке

Рассказывают, что однажды зимой, только-только став командиром бригады, Макарцев прибыл с инспекцией на строящийся объект. Загодя узнав об этом, командир здешнего батальона, чувствовавший вину за долгострой, решил переждать «бурю» и, встав на лыжи, отправился в ближайший лесной массив — так сказать, подальше от начальства.
Однако М. К. Макарцев, поняв, что ответственный офицер якобы «убыл на трассу с проверкой», приказал срочно дать ему лыжи и показать в каком направлении ушел беглец. В итоге он догнал его и вернул обратно, строго, но справедливо спрашивая за затяжку на стройплощадке.
Ставя перед подчиненными задачи, Михаил Константинович всегда учитывал реальные цели и средства их достижения, но при этом требовал непременного выполнения запланированного в заданные сроки.


Схватывал на лету, вникал в суть

Выезжая на проверки и в рабочее поездки, М. К. Макарцев, как правило, переодевался в специально сшитую для него техническую форму и сапоги, а затем норовил залезть в каждую траншею и котлован, показывая отличную осведомленность в строительном деле.
Во время командировок он жил в самых непритязательных условиях, например, в военных общежитиях, был неприхотлив в быту. Зато схватывал на лету необходимые факты, умел из множества служебных докладов и отчетов мгновенно извлечь суть и тут же найти правильное решение, чтобы решить стоящую задачу. А еще коллеги говорят о его блестящих организаторских способностях.
Однако с его резкостью и крутым нравом, а также дерзкими планами и масштабными действиями он многим не давал спокойно жить. Так что у Макарцева имелись не только единомышленники, но и немало противников. Впрочем, даже они признавали, что Михаил Константинович всегда оставался человеком слова, пунктуальным, обязательным, волевым.


Офицер
и строитель

Куда только не забрасывала офицерская судьба М. К. Макарцева! Он служил, а заодно способствовал развитию транспортной системы на Украине и в Белоруссии, в Ленинградской области и Прибалтике, Урале и Карелии, Центральном Черноземье и Сибири. Вместе со своими подразделениями он строил не только железнодорожные пути, но и жилье, мосты, вокзалы и многие другие объекты ж/д транспорта.
Однако отдельной строкой в его биографии, безусловно, стоит Байкало-Амурская магистраль — легендарный БАМ.
Командир корпуса ж. д. войск еще в 1972 году начал прокладку стального пути БАМ — Тында, который сыграл особую роль 2 года спустя, когда началось строительство большого БАМа, ведь именно по этой ветке завозили стройматериалы, технику, механизмы, припасы и продовольствие для бамовцев.


Солдаты БАМа

М. К. Макарцев стал созидателем одной из величайших побед в истории строительства. Его солдаты сквозь нетронутые тайгу, горы, реки, болота и сопки проложили до самого Тихого океана восточный участок БАМа протяженностью почти полторы тысячи километров! Причем сделали это на полтора года раньше намеченного срока. По воспоминаниям очевидцев той эпопеи, первые десанты на стройплощадки доставлялись вертолетами. Зимой температура здесь падала до минус 50 градусов по Цельсию. В этих сложнейших условиях воины-железнодорожники Макарцева проявили свои лучшие качества.
За десять лет они отсыпали более 220 миллионов (!) кубических метров грунта под ж/д полотно, построили 1277 сооружений, в том числе 45 больших и 296 средних мостов, уложили 1449 километров главного пути, а также свыше 300 км станционных веток и 527 км линий связи, возвели все необходимое для эксплуатации магистрали.
Наконец 28 апреля 1984 года Михаил Константинович стал руководителем укладки последнего «золотого» звена трассы Тында — Комсомольск-на-Амуре и доложил о готовности пропустить по ней первый поезд.


Герой Социалистического Труда

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1984 года за успехи, достигнутые при сооружении Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, обеспечение досрочной укладки главного пути и проявленный трудовой героизм начальнику железнодорожных войск генерал-полковнику Михаилу Константиновичу Макарцеву присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Всего же за свою долгую и честную службу Родине М. К. Макарцев награжден двумя орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III и II степеней, шестнадцатью медалями СССР и соцстран. А еще он носит звания «Заслуженный строитель Литовской ССР», «Почетный железнодорожник», «Почетный транспортный строитель». При всех этих регалиях наш земляк остается абсолютно скромным человеком, не желающим выпячивать свои достижения.


Не забывает техникум и Елец

По словам бывшего директора Елецкого техникума железнодорожного транспорта — филиала РГУПС Владислава Геннадьевича Краснова (он возглавлял учебное заведение 23 года), М. К. Макарцев всегда живо интересовался делами родного учебного заведения.
В. Г. Краснов познакомился с именитым земляком, едва став директором техникума. Вспоминает, что Михаил Константинович запросто пригласил ельчанина к себе в гости. Прямо с Павелецкого вокзала черная «Волга» доставила Краснова в штаб железнодорожных войск. Там состоялась теплая встреча с ветеранами, во время которой земляки прониклись взаимной симпатией.
С тех пор они регулярно созванивались в праздники и дни рождения. Владислав Геннадьевич благодарен Макарцеву за помощь, например, в возвращении техникуму исторического здания, в котором учебное заведение располагалось еще до революции. После развала СССР старинный дом оставался на балансе РЖД, и только с помощью Макарцева и его связей удалось вернуть корпус учащимся.
Михаил Константинович не забывает Елец еще и потому, что здесь живет его родная сестра — Светлана Константиновна Бутова. Ну и, наконец, малая родина—свидетельница того, как обычный мальчишка стал генералом и героем.

Роман ДЕМИН

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

 необходимо принять правила конфиденциальности
Новости ВРФ