новости города Ельца, новости Елец, елецкие новости, елецкая газета, Красное знамя

Наш земляк — генерал-полковник

0 129

Роман ДЕМИН

Близится 120-летний юбилей со дня рождения нашего именитого земляка, крупного советского военачальника, участника Великой Отечественной войны, генерал-полковника Виталия Андреевича Белявского (1903 — 1977).

Уроженец Ельца, генерал-полковник В. А. Белявский.


Выдвиженец революции

Он появился на свет в Ельце 17 февраля 1903 года. Увы, сегодня мало что известно о его жизни в нашем городе. Скорее всего она была примерно такой же, как и у многих его сверстников, поднявшихся на вершины карьеры благодаря пролетарскому происхождению и выдвинутых из народных масс Октябрьской революцией. А до 1917 года Виталий рос в родном Ельце. Вероятно, летом ловил рыбу, купался в Быстрой Сосне, собирал душистую землянику в пригородных полях и на склонах оврагов. Зимой катался с ледяных горок, возможно, учился в одной из местных церковно-приходских школ…
Революция поставила все с ног на голову. Она всколыхнула даже мерное течение провинциальной жизни. В 1920 году Виталий Белявский семнадцатилетним добровольцем вступил в Красную Армию и с тех пор посвятил судьбу военной службе.
Настоящий старт его карьеры пришелся на 1926 год, когда В. А. Белявский окончил украинскую кавалерийскую школу им. тов. С. М. Буденного (в то время в городе Кировограде). Два года спустя наш земляк вступил в члены ВКП(б) и до 1934-го служил на разных командных должностях, не забывая при этом про военное образование.
В 1941 году Виталий Андреевич завершил обу­чение в академии им. М. В. Фрунзе.


Начало войны

После начала Великой Отечественной войны майор В. А. Белявский назначен начальником штаба 45-й кавалерийской дивизии. Ее окончательно сформировали в августе 41-го, тогда же она приняла боевое крещение под Смоленском. Воевал наш земляк смело. Не раз вместе со своими бойцами-кавалеристами действовал за линией фронта, удаляясь от него на расстояние в 20 — 25 километров во время рейдов во вражеский тыл. Вот как он вспоминал об одном из эпизодов под Смоленском в начале сентября 1941 года:
«С наблюдательного пункта мы увидели психическую атаку гитлеровцев. В сомкнутом строю ускоренным шагом фашисты двигались в направлении наших довольно редких цепей. Немцы, видимо, были пьяны: непрерывно строчили из автоматов и что-то отчаянно кричали. Атакующих было немало, и даже дружный огонь наших бойцов не сбивал темпа их движения.
Тогда в дело вступили РС. Что такое РС, мы тогда еще толком не знали. Капитан подал команду, и расчеты стоявших неподалеку крытых брезентом машин пришли в движение. А буквально через мгновение раздался оглушительный грохот, в котором потонули стрекотня автоматов и пулеметные очереди. Это батарея реактивных минометов произвела залп.  Когда дым рассеялся, на месте, где только что в плотных рядах шли фашисты, виднелись лишь вздыбленные кочки бурой земли, тлеющая трава и трупы гитлеровцев. Лишь немногим из них удалось добежать до своих траншей.
Оглянувшись, мы уже не увидели чудесных машин: батарея в считанные секунды сменила позицию. Так я впервые наблюдал боевое применение реактивных установок  БМ-13, получивших вскоре название «катюши».


В окружении

В октябре 1941 года В. А. Белявский вместе со своей дивизией попал в окружение под Вязьмой, получил легкое ранение. Позже он вспоминал о том времени:
«Нет для солдата ничего горше и страшнее, нежели сознание отрешенности от прямой активной борьбы с врагом. Лишь одно утешало: когда-нибудь мы прорвемся к своим, снова встанем в боевые ряды. И как окрыляла нас поддержка замечательных советских людей, которые не жалели для нас последнего куска хлеба, но — что греха таить — нередко и ругали за то, что отступаем. Женщины кормили нас, чем могли, стирали вечно мокрые портянки.
В одной деревушке нашей хозяйкой оказалась средних лет рыжеволосая женщина. Поохав немного, она начала нас распекать за то, что мы оставляем их на произвол судьбы. А потом внесла миску сметаны, налила в кружки молока, нарезала хлеба. Сделав все это, она села на лавку и заплакала, причитая: «Кушайте, родименькие, дай Бог вам дойти до своих».
Запомнилась и еще одна встреча — дня через два. Мы зашли в избу. На лавке сидел старик с окладистой седой бородой и подшивал валенки. Рядом молодая женщина что-то шила.
Мы поздоровались. Старик отложил валенок и, скручивая цигарку, посмотрел из-под бровей.
— Бежите?
— Отходим,— ответил я.
— И долго будете отходить?
— Думаю, что скоро кончим.
Помолчали.
— Злости у вас мало,— сказал дед.— Немец нажмет — и отходите. Вот зубами бы вцепиться в землю, злобой гореть при виде врага…».


Герой,
не ставший Героем

Майор В. А. Белявский вместе с группой красноармейцев вышел из окружения в районе города Наро-Фоминска в ночь с 6 на 7 ноября 1941 года.
После спецпроверки в органах НКВД его направили на ускоренные курсы Высшей военной академии им. К. Е. Ворошилова, закончив которые Виталий Андреевич стал подполковником и начальником оперативного отдела штаба 63-й армии. Ближе к концу войны и до самой Победы В. А. Белявский возглавлял штаб 8-й гвардейской армии.
Есть свидетельства, что в 1944 году за мужество и героизм, а также за тактический и стратегический таланты, проявленные на полях сражений, нашего земляка представляли к званию Героя Советского Союза. Но, по всей видимости, В. А. Белявскому припомнили окружение под Вязьмой в самом начале войны, ведь формально он находился на оккупированной врагом территории, что в то время расценивалось как пятно на всю жизнь. Наверное, потому высокую награду заменили престижным полководческим орденом Суворова II степени и присвоением Виталию Андреевичу воинского звания генерал-майор. 
Командующий 8-й гвардейской армией, будущий маршал Советского Союза В. И. Чуйков, так характеризовал нашего земляка в своих воспоминаниях:
«На место генерала Владимирова В. Я. был назначен Виталий Андреевич Белявский. Он работал до этого в штабе армии начальником оперативного отдела. Это был у нас в армии самый молодой генерал. Ему еще не исполнилось сорока. Его звали в шутку «юный генерал». Энергии в нем было с переизбытком, хватало и старания, и тщательности в работе. Делал он все быстро, точно и аккуратно».


Конец войны и после нее

Наш земляк как начштаба армии планировал действия воинских подразделений во время Берлинской операции.
После Великой Победы он возглавлял штаб группы советских оккупационных войск в Германии. Затем с 1950 года руководил работой штабов различных военных округов на территории СССР.
В феврале 1958 года В. А. Белявскому присвоено звание генерала-полковника. Последние пять лет до своей отставки в 1970 году он служил заместителем начальника Гражданской обороны СССР, подчиняясь своему боевому командиру Маршалу Советского Союза В. И. Чуйкову (он в этот период был начальником ГО СССР).
Родина высоко оценила ратные подвиги и полководческие способности Виталия Андреевича. Он награжден двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Кутузова I степени, орденом Суворова II степени, орденом Богдана Хмельницкого II степени, медалями «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и другими, в том числе иностранными.
Наш земляк умер 25 декабря 1977 года в Москве, похоронен на Кунцевском кладбище столицы. Увы, сегодня в нашем городе, на родине генерал-полковника В. А. Белявского, ничто о нем не напоминает.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

 необходимо принять правила конфиденциальности
Новости ВРФ