«Небо — моя обитель»
Краеведы СШ № 23 открыли еще одну страничку в истории Ельца и утверждают, что не случайно на въезде в город с запада, в районе автостанции № 2, установлен боевой самолет МиГ-25.
Крылья
на кладбищенской ограде
Все началось с того, что следопыты на старом городском кладбище, неподалеку от братской могилы воинов, обратили внимание на оградку одного из захоронений: посередине каждого чугунного звена отчетливо видны фигуры, изображающие крылья. Здесь покоится летчик? Однако памятник старинный, розового мрамора, со следами затертой надписи. Впрочем, как раз этот факт легко объясним: после революции горожане частенько брали старые надгробия и избавлялись от надписей о прежних «хозяевах». Еще есть вполне современная фотография и табличка: «Перов Георгий Митрофанович. 27.05.1923 — 15.05.1953».
Кто этот человек? Наш земляк? Летчик? Судя по возрасту, всего 30 лет. Неужели погиб в мирное время? Вместе с руководителями Т. С. Докиной и Е. М. Павловой ребята занялись поиском ответов на эти вопросы. Удача сопутствовала юным краеведам.
Мог знать Маресьева?
Георгий Митрофанович Перов действительно военный летчик. Родом из Ростовской области. Отец — железнодорожник, занимал руководящие посты, награжден орденом Ленина. Мать — домохозяйка, воспитывала четверых детей.
Закончивший 9 классов Георгий уже знал, кем станет, — конечно же, летчиком! Неподалеку от дома Перовых находился аэродром. Юноша мог бесконечно долго смотреть, как взлетают и приземляются самолеты.
Учился Георгий в Краснодарской летной школе — сегодня это высшее авиационное ордена Дружбы народов училище летчиков имени Героя Советского Союза А. К. Серова. К слову сказать, учебное заведение именитое: к началу войны выпустило почти полторы тысячи летчиков-истребителей, 142 выпускника стали Героями Советского Союза, и эту школу в 1941 году закончил Алексей Петрович Маресьев, судьба которого известна по книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Георгий Митрофанович тоже закончил обучение 1941 году. Как знать, может, он был знаком с Маресьевым? В то же время Перов вступил в партию коммунистов.
Всю войну он прошел в составе 722-го истребительного авиаполка. Например, в 1942 году с однополчанами на самолетах МиГ-3 дежурил, охраняя химические заводы в Горьковской (ныне Нижегородской) области — здесь в годы войны производилось до половины всех взрывчатых веществ, выпускаемых в СССР, было изготовлено свыше 150 миллионов различных боеприпасов. Авиация врага пыталась атаковать важнейшие для оборонной промышленности предприятия, поэтому противовоздушная оборона в этом центре советской химической отрасли всегда оставалась в боевой готовности, чтобы отразить налеты фашистов.
В 1943 году полк вошел в состав Восточного фронта ПВО, летчики пересели на новые самолеты Ла-5 и вскоре приступили к боевой работе в небе Белоруссии. Г. М. Перов «за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом доблесть и мужество» награжден орденом Красной Звезды и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.».
Еще в Горьковской области Георгий Митрофанович женился, в 1943 году родилась дочка Жанна.
После окончания войны полк, где служил Перов, базировался в Минске. Здесь на свет появился сын Александр. А в 1948 году воинское подразделение летчиков в составе 328-й истребительной авиадивизии перевели в Елец — создавалось и укреплялось кольцо ПВО вокруг Москвы…
Город летчиков
Старожилы помнят, как еще несколько десятилетий назад Елец неизменно называли городом железнодорожников и летчиков. Про стальные магистрали понятно, и поныне елецкий узел — один из крупнейших на Юго-Восточной ж. д. С летчиками сложнее: ближайший аэродром сейчас в Липецке.
Тем не менее и к авиации наш город имеет самое прямое отношение. Вот только несколько фактов.
В 1911 году, когда авиация в России только зарождалась, в Ельце на французском аэроплане «Блерио» совершил первый полет наш земляк Мстислав Максимович Золотухин. Он взлетал с ипподрома (западная окраина города, пересечение Московского и Орловского трактов, ныне здесь автостанция № 2). Несмотря на дороговизну входных билетов, зрителей собралось много. Они и стали свидетелями трагических событий: самолет упал, летчик погиб. Но уже через год еще один пилот, на этот раз москвич Борис Россинский, взлетел в елецкое небо и вполне успешно приземлился. Предполагается, что в 30-е годы прошлого века Елец уже располагал своим аэродромом при местном Осоавиахиме в районе Черной слободы, и старожилы помнят, что в народе воздушный порт называли «Ласточкой».
Во время войны в городе находились два аэродрома, где базировались бомбардировщики и истребители, отсюда они летали на боевые задания, в том числе в тыл врага, к белорусским и брянским партизанам. Небо Ельца прикрывал 591-й истребительный авиаполк. В елецком небе совершил свой подвиг Герой Советского Союза В. А. Барковский, протаранивший немецкий «Юнкерс-88» из эскадры «Кондор». В мае 1942 года сбитый Барковским самолет-разведчик доставили в наш город для всенародного обозрения в городском саду. Из Ельца отправился на свое последнее задание Герой Советского Союза капитан Ю. Н. Горбко.
Но вот война закончилась, а летчики в городе остались: здесь располагались штабы нескольких авиачастей, входивших в состав ПВО Московского военного округа.
«Нашим соседом был летчик, летавший на первых реактивных самолетах. Их необычный вид заставлял задирать головы, особенно мальчишеские. Одновременно с ними над городом летали тихоходные самолеты, которые тянули за собой на тросах длинные надувные «колбасы», которые использовались как воздушные мишени», — вспоминает свое детство, проведенное в Ельце, один из старожилов, Алекс Лофиченко.
Многие источники констатируют: с конца 1948 года Елец становится местом базирования 126-го полка 328-й истребительной авиадивизии ПВО, впоследствии они не раз переподчинялись другим подразделениям авиации. Штаб одной из частей располагался в Красных казармах. Здесь не раз бывал командующий ВВС Московского военного округа Василий Сталин: в Ельце у него имелся свой мотоцикл, на котором он ездил по городу. Сохранилось помещение солдатской бани, где в двух комнатах, отведенных для высших офицерских чинов, останавливался сын генералиссимуса.
На окраинах Ельца дислоцировалось несколько аэродромов. К примеру, чернослободский летчики не любили из-за того, что там погиб их товарищ: во время десантирования запутался в парашютных стропах. Фрагменты еще одной взлетно-посадочной полосы сегодня можно найти неподалеку от села Аргамач-Пальна. А в Телегино «взлетка» аэродрома была выстлана металлическими перфорированными плитами с зацепами по краям для соединения друг с другом. Есть сведения, что они американские, получены по ленд-лизу. До сих пор части этих плит сохранились — в роли заборов местных жителей.
В 1952 году для летного состава в Ельце построили несколько многоквартирных домов (сегодняшний пятый микрорайон). О материальном снабжении семей летчиков свидетельствуют воспоминания Алекса Лофиченко: «Дочь соседа-летчика на наших глазах во дворе поедала невиданные нами зефир и пастилу…» В бывшем здании биржи открыли Дом офицеров (ныне Дом пионеров и школьников), он функционировал вплоть до 1966 года.
В разное время летными частями, располагавшимися в Ельце, командовали дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации Н. Д. Гулаев, а также наш земляк, кавалер ордена Александра Невского летчик-истребитель Б. А. Мухин.
Дрался
в Корее?
Но вернемся к герою нашего повествования. Следопытам удалось найти детей Г. М. Перова — Жанну и Александра. Они рассказали о боевом пути и короткой, но яркой жизни отца.
После перевода из Минска в Елец семья поначалу снимала жилье, затем получила квартиру в новом дом по улице Коммунаров, 54 (ныне это дом № 64). Шла обычная мирная жизнь: Георгий Митрофанович добросовестно нес службу, его жена Анна Федоровна работала бухгалтером в воинской части. Жанна готовилась к школе, Саша посещал детский сад. В общем, все как у всех: работа, уютные семейные вечерние посиделки, поездки к родным — Перовы ездили в Краснодар, сохранилось фото, сделанное там, где вся семья собралась вместе.
С осени 1950 года воинская часть, где служил Перов, входит в состав Шанхайской группы ПВО. Летные экипажи отправляются в Китай для обучения тамошних коллег владению реактивной техникой. В это же время шла война между Северной и Южной Кореей. СССР и Китай поддерживали северян, а США — южан. В книге «Взгляд из кабины МиГа» Б. С. Абакумова указывается, что советский 64-й истребительный корпус, вооруженный новыми МиГ-15, участвовал в боевых действиях под командованием И. Н. Кожедуба. В составе группировки боевые вылеты совершали и ельчане — к примеру, Б. А. Мухин лично сбил самолет противника.
Судя по всему, участвовал в корейских сражениях и Г. М. Перов. Его сын Александр Георгиевич вспоминает: «По официальной версии, отец перегонял новые МиГ-15 в КНР. Но в то же время в одном из писем своему отцу он пишет, что часто видится с Кожедубом. Думаем, отец воевал в Корее, но эта информация была засекречена». В пользу участия Перова в войне в Корее говорит и тот факт, что он вернулся из командировки с медалью «За боевые заслуги» и в том же году получил капитанские погоны.
Однажды
в полете…
Никто не предполагал, что весеннее утро 15 мая 1953 года станет для Георгия Митрофановича последним. Да, вот такая у летчика судьба: ни две войны за плечами (считая корейскую), ни большой боевой опыт еще не гарантируют, что после взлета последует мягкая посадка.
Трагедия произошла в небе над Задонском: столкнулись два самолета. В одном за штурвалом находился Перов, в другом — Владимир Семенов. Оба погибли. Теперь сложно выяснить, что случилось и кто виноват в том, что в таком огромном небе не разминулись две крылатые машины.
Сослуживцы похоронили летчиков в закрытых гробах в одной оградке — ее специально заказывали на заводе «Гидропривод», чтобы все знали: здесь покоятся летчики.
Через несколько лет подросший Александр спросит у Бориса Александровича Мухина: «Дядь Борь, почему нам не дали проститься с отцом, взглянуть на него последний раз?» И получил ответ: «Саша, ты же мужчина, должен понимать, что удар сильный… не на что смотреть…»
Спустя время жена второго летчика, погибшего в катастрофе, увезла прах мужа на родину на Украину. Но уже осенью того же года в пригороде Ельца, над деревней Голубевкой, потерпел крушение еще один самолет. Погибшего в той аварии летчика А. И. Пикалева похоронили рядом с Перовым…
Хранители
памяти
Жена Георгия Митрофановича до самой пенсии работала бухгалтером в воинской части. Она пережила мужа на 53 года! Сумела поставить на ноги детей. Жанна вначале училась в елецком пединституте, а завершала высшее образование в Краснодаре — переехала к родне отца. Она до сих пор живет там, но по-прежнему считает Елец родным городом, часто бывает здесь. К слову сказать, в Краснодаре живет младший брат Георгия Митрофановича, Юрий. Он доктор медицинских наук, профессор, ректор Кубанского мединститута, член-корреспондент Академии социальных и педагогических наук, академик Международной академии экологии и безопасности жизнедеятельности, автор более 500 научных работ…
Сын летчика Александр Георгиевич остался в Елье, окончил школу № 15, дружил и сидел за одной партой с будущим директором ТУ-2 (ныне Елецкий колледж экономики, промышленности и отраслевых технологий) Михаилом Колоколиным. Отслужив армию, работал на «Эльте» и всю жизнь обожал футбол — он судья республиканской категории.
Память об отце в семьях детей Перова священна. Здесь берегут вещи, напоминающие о нем: летные очки и платок. Порой кажется, что хлопнет дверь и войдет вернувшийся со службы отец — молодой, красивый, улыбающийся, снимет фуражку с синим, как весеннее небо, околышем…
Прошли десятилетия, и каждый май все также голубеет небо. Когда-то, по словам Г. М. Перова, оно было его обителью. Теперь близкие верят, что за облаками обитают души всех погибших летчиков.
В ТЕМУ:
Исследовательская краеведческая работа ученицы 9-го класса СШ № 23 Дарьи Плотниковой, посвященная судьбе военного летчика Г. М. Перова, прошла отбор городского этапа всероссийского конкурса «Отечество-2023» в номинации «Летопись родного края» и будет представлена на региональном и общероссийском.