новости города Ельца, новости Елец, елецкие новости, елецкая газета, Красное знамя

Что показал опрос в День трезвости?

0 22

Наталья ГРИНЧЕНКО,
доцент ЕГУ им. И. А. Бунина, председатель областного отделения Союза борьбы за народную трезвость

Недавно, 11 сентября, отмечался всероссийский День трезвости. Елецкие активисты расспросили горожан об отношении к продаже алкоголя и табака.

Свой отсчет День трезвости ведет еще с дореволюционных времен, когда по определению Святейшего Синода такой праздник был объявлен в день усекновения главы пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна. Это о нем сказано в Библии: «…он будет велик перед Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей».
Традиция праздника была возрождена по инициативе церковно-общественного совета в рамках проекта «Общее дело» в 2008 году. С тех пор День трезвости отмечается трезвенниками во многих регионах России. Причем не обязательно его связывают с церковными традициями. Например, казанские активисты из Международной независимой ассоциации трезвости (МНАТ) отмечают Всероссийский праздник трезвости как светское мероприятие на базе городского музея и на улицах города — с различными конкурсами, играми, призами, песнями и танцами.
В 2020 году в день Всероссийского праздника трезвости в ряде городов России был проведен общественный социологический опрос «Отраву — за поселения в спецмагазины!». Обоснование необходимости опроса — научно доказанная зависимость между уровнем алкоголизации общества и доступностью и пропагандой алкоголя. Чем спиртное доступнее и больше пропагандируется, тем больше его покупают и пьют со всеми вытекающими для личности и общества последствиями. А они удручающие. Статистически доказано, что доходы и расходы от алкоголя в России соотносятся следующим образом: доходы (акцизы и НДС) — 67,3 миллиардов рублей, расходы (ДТП, пожары, тюрьмы, дети-сироты, больницы, МВД, МЧС, прокуратура и т. д., те явления, которые часто связаны с употреблением алкоголя) — 567,2 миллиарда рублей, то есть теряем почти в 10 раз больше.
Одно из средств повышения доступности алкоголя и пропаганды спиртного — его продажа рядом с продуктами питания, что маскирует спиртное под один из пищевых продуктов и дезориентирует людей. Это хорошо понимают представители алкогольного капитала и их слуги. Поэтому они так активно продвигают продажи алкоголя во всех доступных местах: продовольственных магазинах, местах общественного питания и даже в жилых домах, где квартиры становятся торговыми точками или пивнушками.
В тех странах, где уровень пьянства невысок, алкоголь продается исключительно в специализированных магазинах. Например, в Швеции и Норвегии его можно купить только за городом. В Финляндии немногочисленные магазины, торгующие спиртным, хотя и могут находиться в пределах населенных пунктов, но они исключительно специализированные. Поэтому российские трезвенники все чаще выступают с инициативой выноса продаж алкогольных (и табачных) изделий за пределы населенных пунктов в специализированные магазины.
Но каково мнение на сей счет у людей, что называется, с улицы?
Проведение небольшого исследования по изучению общественного мнения в Ельце на эту тему организовали активисты трезвеннического движения из ЕГУ им. И. А. Бунина. Опрос проводился в преддверии праздника трезвости в городском парке.
На вопросы отвечали 17 ельчан в возрасте от 16 до 54 лет. Из них 60 процентов — мужчины, 40 процентов — женщины. Ответы можно прокомментировать следующим образом.
На вопрос «Представьте, что с завтрашнего дня во всех магазинах и заведениях не будет алкоголя и табака, как вы к этому отнесетесь?» положительно ответили 10 человек, 6 — отрицательно, одному было безразлично.
Отношение к продаже алкоголя и табака в точках, обустроенных в жилых домах, у 11 опрошенных было отрицательным. Одобрил это только один, пятеро отнеслись безразлично.
На вопрос «Известно ли вам, что продажа алкоголя и табака совместно с продуктами питания формирует у покупателей (детей и взрослых) установку на потребление дурмана и самоотравление?» 9 ответили утвердительно, 6 — отрицательно, 2 воздержались.
Как видно из этого, расклад голосов получился более-менее стабильным.
Более определенными оказались ответы участников опроса на вопрос «Если будет приниматься закон о выносе продажи алкоголя и табака за пределы поселений в специализированные магазины, вы поддержите его своей подписью?» 15 из 17 опрошенных сказали «да», двое с этой идеей не согласны.
Таким образом, результаты опроса показали, что большинство считает необходимым ограничить возможности продажи алкоголя и табака. И всего 1 из 17 из опрошенных поддержал идею их продаж в точках, открытых в жилых домах. Мне кажется, эту информацию необходимо учитывать властям области и города при решении вопросов в данной сфере.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

 необходимо принять правила конфиденциальности