новости города Ельца, новости Елец, елецкие новости, елецкая газета, Красное знамя

Этапы судьбы Алексея Бутягина

0 126

Исполнилось 140 лет со дня рождения нашего земляка Алексея Сергеевича Бутягина — доктора физико-математических наук, директора и ректора МГУ им. М. В. Ломоносова, возглавлявшего этот вуз с 1934 по 1943 годы.

Наш земляк, ректор МГУ А. С. Бутягин.

Известная в Ельце фамилия

В свое время фамилию Бутягиных знал весь Елец. Протоиерей Павел Николаевич Бутягин (дед нашего героя) вырастил и воспитал весьма достойных сыновей. Один из них, Константин, издавал в нашем городе газету «Елецкий вестник» (1914 — 1915 годы). Двое других (Александр и Тихон) закончили Московский императорский университет, соответственно юридический и медицинский факультеты.
В числе родственников-однофамильцев будущего ректора МГУ есть не только известные в нашем городе священнослужители, юристы и врачи, но даже поэтесса Серебряного века Варвара Александровна Бутягина-Ходатаева.
Алексей Бутягин родился 7 апреля (по некоторым данным, 6 числа по старому стилю) 1881 года. Отец нашего героя Сергей Павлович Бутягин был присяжным поверенным (по-современному, работал адвокатом) Елецкого окружного суда. Чином обладал небольшим — коллежского регистратора, совсем как пушкинский станционный смотритель.
Мать Алеши, Пелагея Алексеевна (урожденная Волуйская), происходила из елецкой же купеческой семьи.


Звезд с неба
не хватал

Жили Бутягины на перекрестке нынешних улиц Октябрьской (ранее ул. Соборная) и Профсоюзной (бывшая ул. Введенская) в доме купца Иванова. Современный адрес: Проф­союзная, 30.
Когда Алексею исполнилось 9 лет, умер его отец. А через год, в 1891 году, мальчик, ранее обучавшийся дома, поступил в Елецкую мужскую гимназию. Здесь он звезд с неба не хватал. К примеру, в 6-м классе оставался на второй год.
Сохранилась записка педагога-наставника Михаила Васильевича Десницкого, в которой тот кратко характеризует ученика Алексея Бутягина: «Переходил из класса в класс вплоть до 6 класса, в котором оставлен по малоуспеваемости в русском языке. Способностей хороших, но любит полениться. Есть, по-видимому, излюбленные предметы, которыми он занимается с удовольствием, именно математика и физика, но древними языками занимается настолько, насколько это нужно, чтобы перейти в следующий класс. Манкировки подозрительны, так как, судя по наружности, обладает хорошим здоровьем. Поведения хорошего, скромен, благовоспитан».


В Москве
у дяди

В 1898 году Алексей едет в Москву к своему дяде Тихону Павловичу. Тот был выпускником медицинского факультета Московского университета и работал врачом. Он помог племяннику поступить в 6-ю Московскую гимназию, где педагоги считали Алешу «скромным, прилежным, с хорошими задатками для будущего студента». В 1900 году наш земляк получил гимназический аттестат, где была лишь одна тройка по греческому языку. Со школы в Москве сохранились две, на мой взгляд, прямо противоположные характеристики юного Бутягина, данные его одноклассниками: «Нрава общительного, способностей средних. Любим товарищами за мягкость характера. Особенного прилежания не обнаружил». И другая: «Скромен, необщителен благодаря замкнуто-семейному воспитанию. Нервен и раздражителен».
Но, как бы там ни было, в 1900 году Алексей поступает на физико-математический факультет Московского императорского университета. А 31 июня 1906 года А. С. Буягину торжественно вручили диплом первой степени (сегодня бы сказали красный) как одному из лучших учеников вуза. Мало того, его оставили при университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре чистой математики.


Самостоятельная жизнь

С 1906 года А. С. Бутягин начинает педагогическую работу в московских высших и средних учебных заведениях. Преподает математику в 3-й мужской гимназии, реальном училище, на электротехнических и высших женских курсах.
Когда грянула революция, Алексей Сергеевич, по всей видимости, ее принял, так как с 1917 по 1920 годы работал в Московском Совете. Затем с 1920 по 1924 годы стал ректором Института связи им. В. Н. Подбельского, влившегося затем в МВТУ им. Н. Э. Баумана. И наш земляк 5 лет работал ректором этого престижнейшего вуза. Позже трудился в военно-инженерной академии им. В. В. Куйбышева.
С 1934 его назначают директором Московского университета. В этой должности А. С. Бутягин пробыл до 1939 года, когда в МГУ вновь вернули должность ректора. Им-то и стал Алексей Сергеевич.
Историки образования утверждают, что на этих постах он как организатор сделал все, чтобы превратить МГУ в лучший вуз страны. При нем значительно выросло качество оснащения университета, а также учебно-научной и методической базы, повысился уровень знаний и квалификации выпускаемых специалистов.


Непростое
время

Нельзя забывать и о том, что ректорство А. С. Бутягина пришлось на очень непростые (мягко скажем) времена. В стране вовсю гремели процессы над «врагами народа». Их активно искали везде. В том числе и в научной, преподавательской, и студенческой среде. И горе тем, кто при этом проявлял «преступную близорукость». Наверняка над Алексеем Сергеевичем по этому поводу не раз сгущались тучи. Вот, например, один из образчиков письма 1937 года: «Однако дирекцией МГУ во главе с А. С. Бутягиным не извлечено никаких уроков из фактов вредительской деятельности врагов народа в стенах МГУ… Дирекция и работники МГУ проявили политическую беспечность и притупление бдительности, не сумев разглядеть настоящее лицо врага».
И все же Алексей Сергеевич чудом избежал жерновов репрессий. Мало того, не без его влияния и участия еще в 1935 году отменили ограничения, связанные с социальным происхождением абитуриентов при поступлении в вузы. Именно Бутягин стоял у истоков проведения университетских олимпиад (1935 г.). По его предложению успеваемость студентов стала контролироваться экзаменами, чего ранее попросту не было. Причем отметки о пройденных испытаниях по различным дисциплинам преподаватели стали выставлять в зачетных книжках студентов (тоже новшество), выдававшихся вместе со студенческим билетом. С участием А. С. Бутягина введена четырехбалльная система экзаменационных оценок — «отлично», «хорошо», «посредственно», «неудовлетворительно» (1938 г).


Бутягинские новшества

В числе бутягинских новшеств — введение госэкзаменов для выпускников. Они держали их перед Государственной экзаменационной комиссией (ГЭК). Отличникам выдавались дипломы I степени (так называемые красные), всем остальным, успешно окончившим вуз, — II степени.
С именем Бутягина связывают и введение трехгодичной отработки для выпускников вуза по нарядам профильных наркоматов.
С легкой руки Алексея Сергеевича в апреле 1939 года в МГУ состоялась первая ежегодная общеуниверситетская студенческая научная конференция. Сегодня она превратилась в известный на весь мир международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов».
При А. С. Бутягине принят устав МГУ (1939 г.), а годом позже торжественно отпраздновано 185-летие Московского университета. Его коллектив во главе с ректором наградили орденом Ленина «за выдающиеся заслуги в области развития науки, культуры и подготовки высококвалифицированных специалистов». С того же времени МГУ носит имя М. В. Ломоносова.


В лихую
годину

С началом Великой Отечественной войны в университете сразу же организовали занятия в кружках связистов, радистов, даже истребителей танков. Кроме того, тут были курсы медицинских сестер и военных переводчиков. В первые же дни войны из вуза на фронт ушли около двух тысяч добровольцев, а студенты и преподаватели регулярно участвовали в строительстве оборонительных рубежей в Подмосковье.
С 15 октября 1941 года началась эвакуация московских предприятий, правительственных и учебных учреждений. Совет народных комиссаров СССР принял решение отправить МГУ в столицу Туркменской ССР г. Ашхабад.
По воспоминаниям очевидцев тех событий, накануне, в ночь с 13 на 14 октября, на собрании администрации вуза решался вопрос: кто из ректората возглавит первую группу эвакуантов из 120 профессоров. Ученых нужно было сопроводить в Ашхабад, разместить там, а затем встречать остальных работников и ценное оборудование из Москвы. Собравшиеся выдвинули на роль сопровождающих две кандидатуры — директора института географии профессора Б. П. Орлова и А. С. Бутягина. По словам Бориса Павловича Орлова, он отказался быть старшим первой группы ученых, поскольку организация встреч эшелонов, да еще в военное время, — дело весьма хлопотное. В итоге буквально через 2 часа на вокзал пришлось отправиться нашему земляку.


Едва
не судили

Впоследствии оказалось, что отъезд Алексея Сергеевича не был согласован с наркомом просвещения РСФСР В. П. Потемкиным. Поэтому А. С. Бутягина сняли прямо с поезда, вернули в Москву и отстранили от обязанностей ректора. Говорят, хотели даже судить за «паникерство и самовольный отъезд из столицы». Однако на самом деле Алексей Сергеевич оставался на свободе и даже продолжал являться в наркомат просвещения с различными обращениями. Более того, в самом начале 1943 года А. С. Бутягина вновь назначили ректором МГУ им. М. В. Ломоносова. И именно Алексею Сергеевичу поручили ревакуацию университета из Свердловска (к тому времени большая часть вуза оказалась там) обратно в столицу. Ельчанин сделал это блестяще, всего за две недели, доказав тем самым, что обладает незаурядными организаторскими способностями.
Кстати сказать, в том же 1943 году А. С. Бутягин в который раз лично обратился к наркому просвещения страны с просьбой ходатайствовать перед соответствующими организациями об улучшении материальной базы МГУ. Последовавшее затем постановление СНК СССР № 635 «О мероприятиях по укреплению Московского ордена Ленина государственного университета имени М. В. Ломоносова» вышло уже при следующем ректоре И. С. Галкине. Но начал-то это дело наш земляк!


Историк
высшего образования

Очередным этапом судьбы Алексея Сергеевича стал день 3 декабря 1943 года, когда его вновь освободили от должности ректора МГУ в связи с переходом на другую должность.
А. С. Бутягин начал трудиться в коллегии Министерства высшего образования СССР. Там он работал до выхода на заслуженный отдых в 1953 году — сначала начальником отдела учебников, а затем руководителем методического управления. С 1951 по 1954 годы Алексей Сергеевич оставался еще и главным редактором журнала «Вестник высшей школы».
Уже будучи на пенсии, наш земляк снова вернулся в МГУ, где с 1954 года работал на кафедре истории СССР на должности профессора, без педагогической нагрузки для написания монографии «История университетского образования в СССР».
А. С. Бутягин избирался членом Государственного ученого совета и членом Высшей аттестационной комиссии при Наркомпросе РСФСР. Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1940 г.) и «Знак Почета» (уже в послевоенное время).
Умер Алексей Сергеевич 26 сентября 1958 года. Его похоронили на Новодевичьем кладбище. На его могиле простая надпись: «Бутягин Алексей Сергеевич, член КПСС с 1917 года».
Вклад этого человека в развитие образования нашей страны (в частности, в МГУ) общепризнан, ведь благодаря ему университет испытал значительный подъем в научной и учебной работе, став современным успешным вузом.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

 необходимо принять правила конфиденциальности
Новости ВРФ