новости города Ельца, новости Елец, елецкие новости, елецкая газета, Красное знамя

От царей до наших дней!

0 924

Роман ДЕМИН,
roman@kznam.ru

Вчера исполнилось 150 лет со дня основания Елецкого технического железнодорожного училища имени императора Александра II — первого среднетехнического учебного заведения железнодорожного транспорта в России. И хотя основные торжества по этому поводу запланированы в ЕТЖТ — филиале РГУПС на 4 октября текущего года, редакция «Красного знамени» откликнулась на славную дату.

Первое в России

Оно открылось 17 апреля 1869 года стараниями купца I гильдии С. С. Полякова. От этой даты ведет свою историю Елецкий техникум железнодорожного транспорта — филиал РГУПС.

Нынешний главный корпус елецкого железнодорожного техникума.

На заре своего рождения первое в стране Александровское училище готовило техников для «ответственных второстепенных железнодорожных должностей: машинистов, телеграфистов, дорожных и мостовых мастеров». Ранее этой работой у нас занимались лишь иностранцы.
Поначалу училище размещалось в арендованном в Засосенской слободе деревянном доме. Штат работников учебного заведения состоял всего из 10 человек (включая и первого начальника А. С. Бессонова), а учеников тут было ровно 40 душ.

В новое здание

К 1877 году училище выросло (свыше 100 учеников), да и размещались оно в новом, красивом кирпичном здании. Тут имелись не только классы для занятий, библиотека и кабинеты для руководства, но даже небольшая (домовая) церковь. Кроме того, рядом появились мастерские, общежитие-пансионат, сад и гимнастический городок.
Подрядчиком на строительстве корпуса был штабс-капитан А. Н. Соловьев, тот же человек, что возводил и елецкий вокзал за Сосной.

Дать за 3 года

В дореволюционном «Положении о технических ж/д училищах» было сказано, что их цель за 3 года дать образование детям железнодорожников: служащих, техников, машинистов и их помощников, дорожных мастеров.
Принимали сюда только русских подданных в возрасте от 14 до 17 лет. А для дальнейшего совершенствования в избранной специальности выпускники, завершившие полный курс обучения, проходили двухлетнюю практику на стальных магистралях России.
В 1891 году сын учредителя училища Даниил Самуилович Поляков безвозмездно (со всеми его постройками и капиталом) передал будущий железнодорожный техникум в ведомство российского Министерства путей сообщения.

Превращение в техникум

Со дня своего основания и до 1917 года включительно училище подготовило 1405 специалистов, выпуская в год около 30 мастеров. А в 1930 году учебное заведение обрело статус техникума железнодорожного транспорта. В то время он ежегодно выпускал уже 100 — 120 специалистов, так нужных стране в период индустриального роста.
С началом Великой Отечественной войны ЕТЖТ продолжал готовить кадры для советских железных дорог, несмотря на то, что из его стен ушли на фронт многие педагоги и учащиеся.
В апреле 1942 года учебный корпус техникума сильно пострадал от прямого попадания немецкой авиабомбы. Занятия пришлось перенести в здание школы № 20 (ул. Мира, 44). А летом того же года ЕТЖТ был и вовсе эвакуирован из Ельца — поначалу в Саратов, а затем в Удмуртию, в город Можгу.

Возвращение

На родную елецкую землю техникум вернулся в августе 1943 года.
Поначалу учебное заведение ютилось в ж/д больнице и двухэтажном общежитии по адресу: ул. Рязано-Уральская, 25. И только в 1952 году учащиеся и преподаватели перешли в новое, специально построенное, роскошное здание — нынешний главный корпус техникума с его классическими портиком и колоннами. Сегодня это визитная карточка старейшего в Ельце и регионе среднего технического учебного заведения.
Уже в 60-х годах прошлого века здесь было открыто вечернее, а год спустя — заочное отделения.

Более 30 тысяч!

Директор ЕТЖТ В. Г. Краснов.

Всего за годы своего существования техникум подготовил более 30 тысяч (!) специалистов для российских (и не только) железных дорог. Ныне под руководством человека-легенды, директора техникума Владислава Геннадиевича Краснова тут обучают множеству специальностей. В числе основных: организация перевозок и управление на транспорте; техобслуживание и ремонт автотранспорта; техническая эксплуатация подъемно-транспортных строительных, дорожных машин и оборудования; строительство и эксплуатация зданий и сооружений; строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство. Кроме того, медицинское отделение готовит специалистов лечебного, а также сестринского дела.
Сегодня ЕЖТ — филиал РГУПС занимает площадь три с половиной гектара. Кроме главного корпуса с его просторными аудиториями, впечатляющим актовым залом, десятком лабораторий и отличной библиотекой, есть еще 2 учебных полигона для железнодорожных специальностей, автополигон, здание учебных мастерских, спортивный комплекс, летний стадион, столовая и общежитие. Одним словом, это современный образовательный комплекс, которым гордится весь Елец.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

 необходимо принять правила конфиденциальности