новости города Ельца, новости Елец, елецкие новости, елецкая газета, Красное знамя

Его природа — красота и гармония

0 67

Алла НОВИКОВА-СТРОГАНОВА,
доктор филологических наук, член Союза писателей России

Выходец из елецкого края Михаил Михайлович Пришвин (1873 — 1954) — замечательный русский писатель, в творчестве которого главной темой была жизнь природы родной страны. Он много путешествовал и признавался: «Всей этой своей географией я обязан вот этому чувству благодати, исходящей от родной земли».

Память о родине

На склоне лет Пришвин записал в свой дневник, который вел более полувека: «Душа наша как бы вечно бродит по местам своей родины, вспоминает и узнает их». Писатель до глубокой старости совершал мысленное путешествие на свою малую родину, в усадьбу, которая не сохранилась, но продолжала жить в его сердце: «Я при бессоннице мысленно перемещаюсь в село Хрущево Елецкого уезда, где я родился и вырос. Слышал я, что никаких следов не осталось от дома, где я родился, от великолепного парка и сада, и что даже пруд, в котором я ловил пескарей и карасей золотых и серебряных, теперь спущен… Тем удивительней бывает мое ночное путешествие, восстанавливающее с необычайной точностью, четкостью и яркостью то, чего для всех людей уже больше не существует».
Пришвин не просто мастер словесного пейзажа. Это писатель-философ. На первом плане для него — смысл бытия человека и мироздания: «Молодые сосны или березы, расставленные где-нибудь на лесной поляне, глянешь на них из себя и вдруг увидишь в каждом свою судьбу, свою борьбу. Тогда открывается в душе родник радости жизни, чистой, святой, и страстное желание прийти к людям, не понимающим этого, и открыть им непостижимые сокровища жизни, скрытые от них суетой, пустяками». Вера в конечное торжество правды, в возможность гармонии всего сущего давали писателю творческие силы для создания его оригинальной художественной прозы.
Философские раздумья естественным образом переплавлялись в красоту словесной живописи. Такова дивная повесть «Жень-шень» (1933), написанная под впечатлением от поездки на Дальний Восток.


Сотворчество человека
и природы

Не случайно Пришвин считал книгу о легендарном корне жизни одним из самых важных своих произведений: «Эта вещь моя коренная». Писатель даже называл повесть скрытой автобиографией. В лирическом образе рассказчика передан строй души самого автора, его неистребимая романтическая мечта о всеобщей гармонии. До последних дней жизни Пришвин не переставал размышлять над своим творением: «Человек жизни вступает в борьбу со смертью и побеждает: любовь сильнее смерти… Я и «Жень-шень» свой понял как такую же борьбу».
Повесть принесла писателю заслуженное признание в Советском Союзе и за рубежом. Созданное 90 лет назад, это лирико-философское произведение и по сей день завораживает читателя. Изумляют бесконечным многообразием картины таежной природы. Вслед за автором мы словно попадаем в первозданный земной рай: «Лесистые горы, долины с такой травой, что всадник в ней совершенно скрывается, красные большие цветы — как костры, бабочки — как птицы, реки в цветах. Возможно ли найти еще такой случай пожить в девственной природе по своей вольной волюшке!».
Пришвин выделяет в тайге «одно из самых прекрасных в мире, самых нежных и грациозных существ» — пятнистого оленя. Узор на нем словно россыпь солнечных зайчиков. К автору приходит прозрение о глубинной связи всего живого, сущего: «И я сразу понял, почему китайцы этого драгоценного оленя зовут Хуалу, значит — олень-цветок». Такое поэтическое имя дано оленю не только из-за окраса. Метафора более глубокая. Она выявляет процесс сотворчества человека и природы».


Найти и понять

В период путешествия по Дальнему Востоку Пришвину повезло найти и сфотографировать женьшень: «21 июля. Солнечный день. Снимал жень-шень (человек-корень)». Увидеть женьшень в природе не просто удача. Согласно древним поверьям корень открывается только тому, кто имеет чистую душу, доброе сердце, незапятнанную совесть: «Для успеха в искании корня жизни надо иметь чистую совесть».
Центральный образ произведения является символическим «Исходным моментом жизнетворчества». Для рассказчика поиски женьшеня в тайге оборачиваются поиском и обретением самого себя. Найти и понять «свой жень-шень» — в этом, согласно Пришвину, заключается задача каждого человека: «Какая глубина целины, какая неистощимая сила творчества заложена в человеке, и сколько миллионов несчастных людей приходят и уходят, не поняв свой жень-шень, не сумев раскрыть в своей глубине источник силы, смелости, радости, счастья!».
Повесть учит мудрости самопознания в самоотвержении, в умении выйти за пределы замкнутого круга узколичных интересов: «Да, мне кажется, в этом и есть творческая сила корня жизни, чтобы выйти из себя и себе самому раскрыться в другом». Последние раздумья — об умении понимать и принимать ход жизни: «Есть сроки жизни, не зависимые от себя лично…только я чувствую, я знаю одно, что мой корень жень-шень где-то растет, и я своего срока дождусь».
Сохранять хрупкое «прекрасное мгновение» во всей его красоте и правде Пришвин стремился и в других произведениях, созданных после повести «Жень-шень», герой которой утверждал: «Не надо хватать, если приходит прекрасное мгновение, напротив, хочется то мгновенье сохранить нетронутым и так закрепить в себе навсегда. Эта капля, это проходящее мгновение действительности… всегда она правда», — записал Пришвин в дневнике. Из заметок-капель рождались новые художественные творения: записки «Лесная капель», поэма «Фацелия», сборники рассказов и сказок «Лисичкин хлеб», «Дедушкин валенок», повесть-сказка «Корабельная чаща», сказка-быль «Кладовая солнца», цикл «Глаза земли» и многие другие мудрые и добрые произведения, представляющие человека и природу как единое целое.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

 необходимо принять правила конфиденциальности
Новости ВРФ