А голос так дивно звучал…

0
385

Вера Чекомазова,
ст. научный сотрудник городского краеведческого музея


Сегодня исполнилось 150 лет со дня рождения человека, имя которого связано с нашим городом. Иван Васильевич Ершов — талантливый артист оперы, выдающийся камерный певец, народный артист СССР, известный не только в нашей стране. Он родился в хуторе Малый Несветай, ныне поселок Алексеевка Ростовской области. Там прошло его детство, но определяющую роль в судьбе Ивана Васильевича сыграл купеческий город Елец.

 

Внучка великого певца Ксения Игоревна Ершова-Кривошеина, которая сейчас живет в Париже, так пишет об этом: «В 1883 году он поступил в железнодорожное училище в Ельце, где получил диплом машиниста… Работая на железной дороге, он участвовал в выступлениях ученического хора и пел в церковном хоре. Так он и привлек к себе внимание местной знати, купцов и местных меценатов. Слава об одаренном юноше распространилась быстро, его стали приглашать на вечера, устраивали импровизированные концерты… и в один прекрасный день (а он запомнился деду на всю жизнь) ему было объявлено, что на собранные купцами средства его отправляют в Петербург поступать в консерваторию».
Ивана Васильевича многие называли Шаляпиным среди теноров. Его современники — Собинов, Шаляпин, Смирнов, Алчевский и другие — с успехом гастролировали за рубежом. Ершова же слава гастролера совершенно не привлекала, лишь в начале своей исполнительской деятельности он выступал в Италии. В Милане певец совершенствовал свое вокальное искусство под руководством Ч. Росси. В 1894 году он успешно дебютировал в партиях Канио («Паяцы») и Хозе («Кармен») в театре «Форкатти» (г. Реджио-Эмилия). Весной того же года он выступал в Турине в театре «Альфеери». Восторженно принятый заграничной публикой и критиками, он стал известным. Успешно дебютировавшего в 1895 году в операх «Фауст» и «Ромео и Джульетта» (вместе с Ф. Шаляпиным) Ершова приняли в труппу Мариинского театра. Этому театру он оставался верным всю свою жизнь.
Ивана Васильевича не раз приглашали на гастроли. Ксения Игоревна пишет, что в 1901 году он получил приглашение от Козимы Вагнер (жены немецкого композитора Рихарда Вагнера) приехать в Байрет — эту вагнеровскую «Мекку», но встретились они только в следующем году в Париже. Это знакомство переросло впоследствии в дружбу с постоянной перепиской по-немецки (их письма хранятся в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина). С. М. Волконскому — известному русскому театральному деятелю — удалось убедить Ершова посетить с гастролями Париж. В своих записных книжках певец описывал события изо дня в день: как он оказался окруженным цветом художественной парижской элиты того времени, как встречался не только с Козимой Вагнер, но и был представлен дочери Франца Листа, шведскому королю Оскару II, графине Элизабет Греффюль, Николаю Бетаки, вдове Жоржа Бизе. У него были интереснейшие разговоры с Марселем Прустом и композитором Сен-Сансем…
Обладатель мощного, подвижного, редкого по тембру голоса широкого диапазона, яркой сценической внешности, он имел пора-зительный дар перевоплощения, и это ценила публика. Выдающийся драматический баритон Большого театра 1930 — 60-х гг. А. П. Иванов, обучавшийся сценическому мастерству в классе И. В. Ершова, в своей книге «Жизнь артиста» пишет: «Голос Ершова — героический тенор — имел диапазон, в который укладывались три голоса: бас, баритон и тенор. При феноменальном верхнем регистре — он свободно брал верхнее ре — были басовые низы, доходившие до нижнего фа, и баритональный центр». Известный дореволюционный критик Эдуард Старк в своих воспоминаниях называл Ершова певцом со стальной грудью и горлом.
Ершов крайне редко выступал за пределами Петербурга. Этим объясняется несоответствие его величайшего таланта и степени известности, которое поражало критиков. Обладая яркой артистической индивидуальностью, Иван Васильевич принципиально отказывался от гастролей, поэтому другие даже менее талантливые певцы получили большую известность. Ершов же ненавидел рекламу, газетную шумиху, крайне редко давал интервью, а если и давал, то лишь по творческим вопросам. Он отказался от заманчивых заграничных приглашений, в том числе и в Америку, позднее от выступлений в Байретте и Мюнхене. Как отмечал музыковед М. Г. Арановский, певец, отвергнув предложения, оставался на родине «и блеску оперной славы предпочел подвижническую деятельность у себя дома, мало заботясь о себе, но не жалея своих сил для дела русской оперы». Он подчеркивал, что слова «подвижническая деятельность» точно и верно определяют артистический путь гениального певца, его рыцарское служение родному искусству.
Иван Васильевич постоянно обогащал свой репертуар, совершенствовал партии, которые исполнял ранее. Ксения Игоревна в своей статье «Мой дед Иван Ершов» пишет: «уже на закате своей артистической карьеры стал первым исполнителем Труффальдино в опере С. С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Сергей Сергеевич уговорил деда выйти на сцену в этой партии и был уверен, что, несмотря на почтенный возраст (Ершову было уже за 60), он будет блистателен. И не ошибся!».
Ершов был первым исполнителем партий Гришки Кутерьмы («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февроньи»), Вакулы («Ночь перед Рождеством»), Фабия («Песнь торжествующей любви»), Ореста («Орестея») и др.
С 90-х годов XIX века до 1938 года включительно Иван Васильевич активно выступал на концертной эстраде. Его репертуар включал различные сольные партии. С 1915 года он занимался педагогической деятельностью в консерватории, был одним из создателей оперной студии.
Талант И. В. Ершова высоко ценили А. Рубинштейн, Н. Римский-Корсаков, А. Глазунов, А. Блок, А. Белый, А. Луначарский, Б. Кустодиев и др.
Иван Васильевич имел дар художника, был скульптором. Его картины (пейзажи, портреты маслом и карандашом) были представлены в 1910 году на выставке Товарищества художников.
Умер Иван Васильевич Ершов в 1943 году в Ташкенте, во время эвакуации Мариинского театра и Ленинградской консерватории. В 1956 году прах его был перевезен в Александро-Невскую лавру, в некрополь, где он покоится рядом с могилами артистов, композиторов, своих учителей и учеников.

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

 для диалога необходимо принять правила кофиденциальности и пользовательского соглашения *