Окопы травой затянулись…
Посмотрите на это фото, уважаемые читатели! И представьте себя, своих матерей, сестер, пожилых родственников, детей-подростков на месте этих людей… Изо дня в день от темна до темна лопатами и ломами 80 лет назад им приходилось копать окопы, противотанковые рвы вокруг города. Они и сейчас видны в мкр. Александровском, парке 40-летия Октября, многих других районах. В большинстве своем это не природные овраги — их создали люди, для того чтобы остановить фашистов. Протяженность выкопанных рвов вокруг Ельца была 12 километров, ширина 10 метров, глубина 4 метра.
Об этой тяжелейшей работе в разные годы «Красное знамя» публиковало воспоминания участников тех событий. К сожалению, многих из них уже нет в живых.
Вот что рассказывал бывший командир партизанского отряда Г. ГРАБИЛИН 50 лет назад в газете, посвященной 30-летию освобождения Ельца: «Советские войска еще вели упорные бои на дальних подступах к нашему городу, а ельчане уже готовились к обороне. Вокруг города возводились укрепления, рылись окопы, противотанковые рвы, ставились заграждения. Сотни ельчан, от малого до старого, работали на сооружении оборонительных укреплений. Под непосредственным руководством горкома партии формировались партизанские отряды и отряды народного ополчения».
Из воспоминаний А. ЧЕРКАСОВА, бывшего начальника Елецкой конторы связи, добровольца полка народного ополчения: «На окраинах города рыли окопы, пулеметные гнезда, в том числе у стен старого кладбища с ул. Свердлова, у каменной ограды горбольницы № 1 по ул. 9 Декабря. Линия обороны в декабре 1941 года проходила в этих местах.
Для защиты Ельца создавались оборонительные сооружения. Для форсирования работ 16 октября 1941 года было решено создать 4 участка: Александровский сельсовет (400 чел.), город (1000 человек), воинская часть (200 человек), 4 других сельсовета (800 человек). Начальником строительства оборонительной линии был утвержден А. А. Введенский, бывший зав. гороно. В целях лучшей организации, повышения производительности труда руководителям строительства линии обороны было рекомендовано до каждой бригады доводить дневные нормы, выделять бригадиров, вести точный учет работающих с выдачей документов (талонов), обеспечить работающих хлебом и другими продуктами, а также инструментом, наладить его ремонт и организовать изготовление противотанковых «ежей». Для оперативной связи с руководителями города была установлена телефонная связь. «Союзпечать» привозила газеты. Во время налета фашистских самолетов рабочие прятались в противотанковые рвы».
Валентин КОНОНЫХИН, ветеран труда: «Елец готовился к обороне. На западе от него, в овраге между городом и железной дорогой, сооружались противотанковые заграждения, называемые эскарпами. В склоне оврага, ближнему к городу, мы сделали при помощи лопат вертикальную стену высотой примерно 1,5 метра, которую танк не может преодолеть. Работали здесь посланцы предприятий по разнарядке».
Василий РОДИОНОВ, бывший работник Елецких электрических сетей: «В начале войны нам, подросткам, находилось в родном городе немало дел. Рыли окопы в районе нынешней дамбы, станции Телегино, жгли документы эвакуируемых предприятий».
В. ПАЛАБУГИН, доцент Елецкого госуниверситета: «Вокруг Ельца спешно строились укрепления. Здесь ежедневно трудились 15 тыс. ельчан, в основном женщины и подростки».
Н. КАРАУЛОВ, ветеран труда: «Летом 1941 года много горожан участвовало в рытье противотанковых окопов. Протянулись они на 12 км вокруг Ельца. Занимались этим не только мужчины, но и женщины, старики, подростки. Мне шел пятнадцатый. Тяжелый лом, кирка были не под силу. Но нужно было копать, обстановка этого требовала. Работающие получали сухой паек: сухари, сахар, по кусочку колбасы. Спали на соломе в помещении бывшего Дома учителя. Такое же положение было и на ремонте, очистке от снега стратегических дорог в сторону с. Долгоруково».
И. БУРКОВА, пенсионерка: «Помню, как рыли окопы напротив горбольницы № 1, потом за городом. Рыли без устали, поскольку считали, что именно эти рвы остановят немцев».
В. Шепина: «Нас, девчонок, посылали рыть противотанковые рвы в районе городского кладбища, укрытия для самолетов в районе Черной слободы. Впоследствии там размещался 101-й полк Героя СССР полковника Валентины Гризодубовой».
В. Ф. МИНЕЕВ, ветеран труда: «Я железнодорожник, «Почетный ветеран ЮВЖД». Есть удостоверение ветерана Великой Отечественной. Не воевал, но по мере сил оборонял, защищал город. Когда началась война, мне исполнилось 14 лет. В Ельце стартовали оборонительные работы — строили укрепления, копали противотанковые рвы, рыли окопы. В этом всем и принимал участие. От Каракумского до чугунного мостов мы сделали противотанковый ров, прокопали отвесную стену, чтобы не прошли фашистские танки. Работали на разных направлениях. Орудовали не только киркой и лопатой: прошли инструктаж по обезвреживанию бомб с зажигательной смесью. В ночное время дежурили на крышах домов. Много бомб затушили».
Т. Г. КИРЮЩЕНКО, бывший директор дома-музея И. А. Бунина: «Я только закончила 8 класс. Вместе с подростками рабочих семей все мы вошли сразу во взрослую жизнь: провожали с воинской площадки, недалеко от вокзала, своих отцов, братьев, друзей, соседей на фронт. Мы вошли в ритм военной жизни: дежурили на крышах, на улицах, рыли окопы и укрепления, убирали колхозный урожай, собирали дрова и уголь для топки школ и своих домов, дежурили в госпиталях, писали письма на фронт».
В. М. ВЕЛИЧКОВСКИЙ, ветеран труда Центра моторостроения им. Баранова: «Помню, как на каникулах рыли окопы под Ельцом, надеялись, что они помогут защитить город. Их и сегодня можно увидеть».