новости города Ельца, новости Елец, елецкие новости, елецкая газета, Красное знамя

Навыки мудрых

0 358

В «Красном знамени» уже сообщалось о том, что предприниматель Наталья Александровна Федорова принимала участие в VI национальном чемпионате профессионального мастерства «WorldSkills» в Казани в составе сборной Липецкой области. Впервые в этом году в рамках чемпионата соревновались конкурсанты в категории 50+, которую организаторы назвали «Навыки мудрых». Н. А. Федорова представляла Елецкий колледж экономики, промышленности и отраслевых технологий, где возглавляет государственную аттестационную комиссию по специальности «Гостиничное дело». Мы попросили Наталью Александровну поделиться впечатлениями о конкурсе, выставочном центре «Казань-экспо», самой столице Татарстана и всем тем, что она увидела, услышала и запомнила.

Подготовка и обучение


С гостиничным делом (а именно в этой компетенции выступала наша землячка) Наталья Александровна знакома более чем хорошо: ее отели работают в Ельце уже несколько лет и снискали славу лучших. Недаром именитые и знаменитые гости, а также иностранцы останавливаются именно у Федоровой: здесь красиво, уютно, самое благоприятное соотношение цены и качества, а радушие хозяев и персонала находятся на уровне встречи самых близких и родных людей. Казалось бы, кто-кто, а уж Наталья Александровна в этом деле профессионал. Однако и ей пришлось много времени и сил уделить подготовке, чтобы соответствовать требованиям национального чемпионата. В том числе и вызубрить несколько десятков самых используемых фраз на английском языке (в школе она учила немецкий и освоить еще один просто не успевала).
— В чемпионате участвовали все 85 российских регионов плюс представители 26 иностранных государств, в том числе Бразилии, Австралии, Индии, — рассказывает Н. А. Федорова. — Видимо, они хотели заранее освоить площадку «Казань-экспо», на которой уже в конце лета пройдет мировой чемпионат «WorldSkills». Всего на российский конкурс приехали более полутора тысяч участников, они состязались по 92 дисциплинам. Команда Липецкой области участвовала в подобном чемпионате второй раз, в то время как, к примеру, москвичи — седьмой.
В нашей возрастной группе конкурс проводился впервые. Потому, безусловно, мы ехали не столько побеждать, сколько набраться у лучших опыта, новых знаний, умений, понять, в чем мы преуспеваем, а над чем надо поработать. Забегая вперед, скажу: каждое дело красят или губят мелочи. Именно вот эти нюансы и придают лоск, шарм, высокий уровень…
Помимо подготовки к конкурсу и непосредственного участия в нем, Федорова в Казани еще и училась. Дело в том, что она, поддерживая тесные партнерские отношения с Елецким колледжем экономики, промышленности и отраслевых технологий и возглавляя госкомиссию по специальности «Гостиничное дело», прежде выполняла функции эксперта при проведении региональных чемпионатов. Кстати сказать, она особо подчеркивала, что только благодаря настойчивости, усилиям его директора Р. Ю. Евсеева колледж и она сама были представлены на чемпионате.
Теперь, пройдя обучение в академии «WorldSkills» и успешно сдав экзамен, она получила официальный сертификат этого движения и имеет право организовывать аналогичные конкурсы на региональном уровне, оценивать участников как профессиональный эксперт.
— Выставочный центр — это целый город! — вспоминает Наталья Александровна. — Только представьте: в нем расположились территории 35 огромных залов-трансформеров для проведения конкурсов, приходилось становиться марафонцем, чтобы успеть с одного мероприятия на другое. Но, поверьте, оно того стоило…

Конкурс

В номинации «Гостиничное дело» он длился всего один день. В одном из залов была воссоздана часть реальной гостиницы «Азимут», которая находится в Мурманске. Участницам предстояло разрешить четыре проблемы, которые возникли с желающими поселиться здесь или уже с постояльцами: их роли играли актеры. Ельчанке выпало по жребию участвовать первой. И вот к ней, администратору гостиницы, в панике подбегает гость: в ванной комнате напрочь оторвался смеситель, вода хлещет во все стороны… Жюри внимательно наблюдало за реакцией конкурсантки и ее действиями: она должна быть спокойной, рассудительной и в то же время принять несколько важных решений: то есть успокоить человека, быстро вызвать техническую службу, выяснить, как долго продлятся ремонт и приведение в порядок комнаты, узнать, не пострадал ли гость во время коммунальной аварии и в случае необходимости предложить лекарства или сделать компресс. Если с состоянием жильца все в порядке, то предложить ему скоротать время за чашкой кофе и попробовать продать ему гостиничный продукт — например, сходить на небольшую пешую экскурсию, посмотреть выставку в фойе или купить сувениры…
— Очень важен внешний вид администратора, и если в больших отелях дресс-код существует, то в небольших к этому требованию зачастую относятся как к необязательному, — вводит в курс дела Федорова. — Между тем стандарт облика нужно знать назубок: высота каблука не больше 5 сантиметров, разрез шлицы на юбке — не более 10, одежда — строгая, макияж не должен быть заметен, никаких ярких украшений, крикливого, бросающегося в глаза маникюра, а волосы должны быть тщательно убраны, то есть без локонов или распущенных по плечам. Профессионал своего дела должен выглядеть элегантно и красиво, но при этом его облик не должен превалировать перед гостем: психологически приехавший после долгой дороги гость не должен почувствовать себя замарашкой, этаким просителем услуги. Напротив, он должен почувствовать, что именно его здесь ждали и конкретно ему рады, как бы он ни выглядел и кем бы ни был…
Всем этим строгим требованиям наша землячка соответствовала, и с предложенными ситуациями справлялась. Один из эпизодов конкурса проводился на английском языке. Гость звонил по телефону и предупреждал о каких-то изменениях в его планах, дате и времени заселения. Наталья Александровна почти все поняла, но полный, развернутый ответ на английском дать не смогла. Зато вышла из положения, сказав приятным голосом гостю, что его готовы ждать в любое время суток и выполнят все просьбы… Кстати, подобное поведение при разрешении ситуации было вполне допустимо: ведь эксперты ставили не только объективные оценки (насколько действия конкурсанта отвечают действующим правилам), но и субъективные, как в случае с Натальей Александровной, когда проявлялись смекалка, находчивость и имеющийся опыт.
Первый блин не вышел комом: Федорова получила Диплом чемпионата. А победили москвичи и хозяева — они, кстати, выиграли и общекомандный зачет.
В свободное от учебы и подготовки время конкурсанты могли не только наблюдать за состязаниями в других компетенциях, но и быть там статистами. В этой роли Наталья Александровна участвовала в конкурсе официантов, пекарей, видела, как состязаются медики-лаборанты. Это было очень интересно и познавательно: она увидела, сколько секретов и тонкостей есть в каждой профессии и насколько высоки требования этого конкурса!
А еще она как настоящий патриот нашего города раздарила на чемпионате ни много ни мало — 100 салфеток «Елец» от фирмы «Елецкие кружева». И благодаря Федоровой как минимум 100 человек из разных концов страны теперь знают о существовании нашего города и даже обещали приехать в качестве туристов…

Казань

Быть в Казани и не увидеть ее своими глазами, не пройтись по улицам, не подышать воздухом древней земли, не увидеть знаменитые памятники и объекты, построенные к XXVII летней Универсиаде в 2013 году, Федорова, конечно же, не могла. Город поразил ее невероятным сочетанием старины и современности, где Казанский кремль, мечеть Кул-Шариф, Храм всех религий соседствуют с помпезным Дворцом земледелия (там располагается Министерство сельского хозяйства республики), огромным национальным музеем, а также невероятных размеров парком Тысячелетия и пафосным мостом Милениум, построенными к тысячелетию Казани.
Но больше всего Наталью Александровну, которая и после Казани считает Елец лучшим старинным городом страны, поразили три момента. Первый: Казань, по ее словам, город молодых деревьев, которые высажены на улицах практически через каждые три метра, за ними заботливо ухаживают и оберегают. Поэтому столица Татарстана очень зеленая, нарядная. Второй: в просторном национальном музее огромное количество постоянно действующих мастер-классов. Здесь даже можно поучаствовать в татарской чайной церемонии, которая, положа руку на сердце, мало чем отличается от известных других. Но эпитеты типа «уникальный чай», «пирожки, которые пекут только у нас» привлекают туристов и гостей города. И третий, вытекающий из второго: жители Казани очень любят свой город, гордятся им, превозносят и просто одержимы гостеприимством! На бытовом уровне не стесняются подходить, интересоваться, откуда приехали гости, эмоционально рассказывать о достопримечательностях Казани, советовать, куда надо сходить и что посмотреть, какие блюда попробовать и где отдох­нуть. При этом так и сыплют сравнительными прилагательными: самый лучший, самый красивый, нигде, кроме и т. д., то есть жители очень любят свой город и много делают для того, чтобы гости разделили с ними эти восхищение и гордость. «Вот бы и ельчанам перенять такое отношение к родному городу», — помечтала Федорова.
Итог
Команда Липецкой области, практически новичок чемпионата, сумела занять 41-е место, то есть у нас «золотая середина», что для дебютантов очень даже неплохо. Главное, что все участники конкурса вынесли для себя, — опыт. Они теперь могут сделать работу над ошибками и в следующий раз уже и себя показать в лучшем виде, и других научить увиденному и услышанному. А еще поднять престиж рабочих специальностей и понять, насколько они важны и нужны…

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

 необходимо принять правила конфиденциальности