М. Е. Лаухина: «Моя гордость — ученики!»
Ирина МЕШАЕВА
«Город, как пестрый план, лежал далеко под нами, маленький и скученный, а в сердцах у нас было то, что должны испытывать на полете ласточки». Когда произносишь эти строки Бунина из рассказа «Над городом», глядя на Елец глазами героев классика, слова совсем по-иному звучат и отзываются в сердце.
Преподаватель театрального отделения детской школы искусств № 3 Марина Евгеньевна Лаухина — настоящий педагог и знает, как помочь ученикам это прочувствовать. Когда готовились к спектаклю по мотивам этого произведения Ивана Алексеевича, шли к Знаменскому женскому монастырю, откуда открывается чудесный вид на город, читали отрывки. А потом выходили на сцену и покоряли зрителей. Причем не только нашего города, страны, но и на международных сценах.
«Это были
лучшие годы»
Первый успех к талантливому педагогу и ее ученикам пришел в далеком 2001 году. И именно с Бунина все началось.
— Это моя душа. В его произведениях — мелодия нашего края, понятная ученикам. На московском форуме «Одаренные дети» с работой «Бунин над городом» мы победили, — рассказывает М. Е. Лаухина. — Ребята в костюмах той эпохи словно погружались в атмосферу бунинского времени, читали стихи про Елец. Нам помогла попасть на этот форум Ренита Андреевна Григорьева. Вспоминаю ее с благодарностью.
Еще одним толчком стала победа в столичном конкурсе, организованном болгарами. Тогда ельчане разделили первое место с учениками московской школы с театральным уклоном, где педагоги — заслуженные артисты.
— Какая же это была радость! — вспоминает Марина Евгеньевна. — А после болгары пригласили к себе в Варну на международный театральный конкурс, где мы стали лауреатами.
Дальше приглашения посыпались одно за другим. Выступления в Париже, Берлине, Праге, Вене, Риме, Венеции… Везде Дипломы, награды. Большой успех — второе место в Санкт-Петербурге на конкурсе «Золотая масочка».
— Это были лучшие годы, — вздыхает Марина Евгеньевна. — Конкурсы дали ребятам веру в себя, в свои возможности.
«Всех помню,
люблю»
У М. Е. Лаухиной и ее учеников столько Дипломов, что хватит закрыть целую стену. Но Марина Евгеньевна эти подтверждения мастерства не считает украшением. У нее в доме висят фотографии учеников. Сколько их было за 30 лет педагогической деятельности!
— Всех помню, люблю и каждому благодарна за то, что были в моей жизни, — говорит Марина Евгеньевна. — Ученики — моя гордость! Я сложный педагог. Несмотря на улыбчивость, добродушие, любовь к людям, в профессии жесткая: требую творческой дисциплины, знания текста, самостоятельную работу дома. Наверное, кто-то меня вспоминает с любовью, кто-то не очень.
А вот педагог о каждом найдет хорошее слово, боится, что кого-то забудет назвать и тем обидит. Конечно, особое отношение к выбравшим служение искусству своей профессией. Юля Чернавская, Кристина Якунина, Света Евсеева, Рита Воронина, Даша Максимова, Маша Навражная, Соня Яковлева, Лиза Федоренко, Аня Макарова, Ирина Постовая — кто-то из них уже выходит на сцену и даже преподает, другие только учатся.
— Станут ли они актерами? — задается вопросом педагог. — Даже не это важно. Главное, что благодаря увлечению театром мои ученики хорошее отличают от плохого, не ведутся на пошлость, да и детей своих воспитают правильно. Театр помогает услышать и узнать себя, ведь столько судеб, образов приходится примерять, работая на сцене.
«Все может получиться»
Но есть такие ученики, которые без театра не мыслят себя. Они ничего другого не хотят. Как, например, Влад Наумов, ныне актер знаменитой «Табакерки».
— Ему выпал уникальный шанс поступить в театральную школу, которую только открыл Олег Павлович Табаков, — рассказывает М. Е. Лаухина. — Мы с Владом готовили программу. Я волновалась: многих отсеивали и в процессе поступления, и во время учебы, в театр брали не всех. К счастью, Влад учился достойно. Сейчас выходит на театральную сцену. Я держу руку на пульсе: приезжаю в Москву, смотрю спектакли с его участием, бывала на показах. Для меня это тоже своеобразная подзарядка, мастер-класс. Возвратившись в Елец, рассказываю детям: ребята, пусть мы из маленького города, но все может получиться!
Как у Артема Климкова, который в этом году стал студентом Щепкинского училища. Парень не забывает своего педагога, звонит едва ли не каждое воскресенье, спрашивает совета, делится секретами. А Марина Евгеньевна загадала: вот приедет Артем на каникулы — организует тренинг для своих учеников.
— Считаю, дети должны дружить, общаться, — говорит М. Е. Лаухина. — Нужно передавать эстафету. Тогда поступающим будет не так страшно, ведь они уже многое знают, пусть не все, но принцип отбора понимают.
«Мой город меня не отпустил»
У самой Марины Евгеньевны такой возможности не было. Она называет себя «девочка с улицы», которая приехала поступать в Тамбовский институт культуры на режиссерско-актерский факультет.
— Кроме огромного желания стать актрисой, ничего не было, — вспоминает она. — Все пять лет просидела в библиотеке, многое постигала сама. С 9 утра и до вечера занималась: лекции, этюды, подготовка к экзаменам.
Но педагоги попались — настоящие мастера своего дела. Одна из них — уникальный специалист, профессор, искусствовед Валентина Александровна Сазонова. Она в свое время училась у М. О. Кнебель, а та — у известнейшего театрального режиссера Ю. А. Завадского, любимого ученика К. С. Станиславского.
— Для театралов эти имена многое значат, — замечает М. Е. Лаухина. — Валентина Александровна знала, что я мечтаю попасть в «Сатирикон» к Константину Райкину. И обещала составить протекцию. Но не сложилось. По семейным обстоятельствам вернулась в Елец. Мой любимый город меня не отпустил…
О возвращении М. Е. Лаухина никогда не жалела. Сначала преподавала в детской школе искусств № 4, потом — в ДШИ № 3. Организовала театральный коллектив «Экспромт». И воспитала множество учеников!
«Судьба у каждого своя»
При выборе актерской стези педагог всегда предупреждает: это трудно и не каждому дано. «Научить нельзя. Можно научиться», — девиз Марины Евгеньевны.
В детской школе искусств учат профессиональному подходу сначала в виде игр, тренингов. Даже если дети не занимают первых мест, педагог всегда вселяет надежду, поддерживает: «Ты молодец. У тебя все получится».
— Театр — не всегда аплодисменты, — говорит М. Е. Лаухина. — Главное — сам процесс работы. Дети через год-два понимают, что это сложно. Но если ты талантлив и одержим своей целью, пробьешься. Талант можно развивать, начиная с актерских тренингов: на внимание, воображение, эмоциональную память. Внушаю детям: перестанешь трудиться — и ничего не будет. Что поделать, судьба у каждого своя, я как проводник, делаю все, что в моих силах. Много зависит от самих ребят и от поддержки родителей.
С ними, родителями учеников, как раз педагогу повезло. Как и с коллегами, на которых можно положиться.
— Для меня важна моя педагогическая деятельность, — признается М. Е. Лаухина. — Когда-то приглашали работать в театр, дружу со многими нашими актерами, но, думаю, выбрала верное направление. Совмещать актерство и педагогику вряд ли смогла бы.
«Не ищу новых форм»
Еще одно верное решение — выбор классического репертуара для показов.
— Я не ищу новых форм в постановках, не хочу показать себя как режиссер, — говорит Марина Евгеньевна. — Мне нравятся классические произведения русской, зарубежной литературы, сказки. Они помогают заронить в сердце ребенка зерно мастерства. Даже если они не станут актерами, это им даст творческий толчок: в будущем человек не будет бояться высказывать свою точку зрения, разберется, где правда, а где ложь. Вот моя задача как педагога. Репертуар подбираю с учетом наличия в текстах нравственного, духовного начала. Может быть, это сейчас не очень модно, но другое мне не близко.
Марина Евгеньевна «заболела» театром еще в детстве, когда попала на кукольный спектакль. Ее ученики тоже дают представления для самых маленьких зрителей в детских садах. А после показа кто-то из малышей обязательно приходит заниматься к Марине Евгеньевне.
— Надо ходить в театр, — уверена она. — Там многое можно почерпнуть для себя, для совершенствования духовного начала.