Увидел, услышал, рассказал
Ирина ЩЕДРИНА,
педагог ДШИ № 1
Сегодня в нашей детской музыкальной школе № 1 нередко можно встретить учеников в возрасте всего лишь пяти лет. С одной стороны, хорошо, что родители стремятся приобщить малышей к музыкальной культуре с раннего возраста. Но при этом перед педагогом возникают проблемы, связанные с юным возрастом ученика. И в самом деле: как работать с крохой, который еще и говорить-то толком не умеет? Как помочь ему выразить мысли и эмоции, как раскрыть зачаток дарования?
Три составляющие
Лично я делаю это при помощи собственной методики. Она состоит из трех основных составляющих: музыкального слуха, зрительного восприятия и образного мышления моих учеников. При этом одну из главных ролей в процессе занятий играет «великий и могучий». Оказалось, использование в музыкальном обучении литературного русского языка очень помогает развитию способностей маленького человека.
Как показывает практика, дети воспринимают музыкальные произведения намного полнее, если они дополнены зрительными образами, например, живописью. А чтобы закрепить услышанное и увиденное, лучше всего воспроизвести полученные впечатления вербально. Подобный подход дает замечательные результаты в общем развитии ребенка.
Четче и ярче
При этом важно развивать способность ученика, как можно яснее и четче излагать свои мысли. Вербализация творческих процессов (музыки и живописи) помогает ребенку лучше усваивать любой урок.
Необходимо, чтобы малыш учился сам решать, какую картину и какое музыкальное сопровождение к ней выбрать для занятия. Приведу пример.
Прослушав понравившуюся ему музыкальную зарисовку, мой подопечный обходит галерею рисунков (их я готовлю заранее) и указывает на картинку, которая, по его мнению, может служить иллюстрацией к музыке. Затем ученик объясняет, почему мелодия подходит к этой картинке.
Самое интересное, что дети чутко улавливают соответствие между изображением и музыкой. Например, скачущую на картине лошадь они увязывают с быстрым темпом, а нарисованную цветочную поляну — с менее ритмичной, «задумчивой» мелодией.
Язык развивает сознание
Основные трудности для малышей начинаются в момент вербальной передачи впечатлений. Им в силу возраста и словарного запаса трудно сформулировать испытанные переживания. Тут на помощь ребенку должен прийти педагог. К примеру, я даю яркий развернутый рассказ о прослушанной музыке и увиденных картинах.
Все это помогает эстетическому воспитанию, а заодно расширяет словарный запас и кругозор моих юных воспитанников.
Но самое главное — у малышей появляются связи между слуховыми и зрительными образами, которые он облекает в слова. Все это стимулирует мыслительные процессы, развивает сознание, помогает формированию логической, связной, грамотной речи и в целом ведет к эволюции личности. При этом происходит обогащение словарного запаса малыша, а значит, и возможности общения с другими людьми, что так важно в наш век Интернета.