новости города Ельца, новости Елец, елецкие новости, елецкая газета, Красное знамя

Герой Курбатов на войне и в мирной жизни

0 697

Роман ДЕМИН,
roman@kznam.ru

Исполнилось 100 лет (7 апреля) со дня рождения нашего земляка, Героя Советского Союза Г. Д. Курбатова (1919 — 1991). Боевые награды, в числе которых, кроме Золотой Звезды, есть орден Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны, а также медали «За отвагу», «За оборону Советского Заполярья» и многие другие, Георгий Дмитриевич заслужил во время Великой Отечественной войны, сражаясь с фашистами на Северном флоте, где он командовал отделением мотористов торпедного катера (ТК).

Первый орден за спасение

Советские торпедные катера, несмотря на неказистый вид (их корпуса делали из дерева, длина каждого из них едва превышала 20 метров, а экипаж состоял всего из 9 человек), задавали врагу жару. Эти кораблики высаживали и снимали разведывательно-диверсионные группы на побережье противника, оказывали помощь экипажам, потерпевших аварии и подбитых в боях над Баренцевым морем самолетов, ставили мины, конвоировали транспортные суда, а нередко и сами выходили на охоту за вражескими конвоями.

Кстати сказать, свой первый боевой орден Г. Д. Курбатов заслужил как раз во время так называемой свободной охоты.
Маскируясь в прибрежной полосе, катерники засекли немецкий караван и пошли в атаку. Стремительный кораблик внезапно возник перед вражеским конвоем со стороны мелководья, откуда фашисты менее всего ожидали удар. Быстро сблизившись с большим транспортом, ТК двумя торпедами отправил «фашиста» ко дну и лег на обратный курс.
В ответ немецкие корабли охранения открыли ураганный огонь по юркому суденышку, ускользавшему меж волн. Один из вражеских снарядов лег рядом с бортом катера, оставив в нем пробоину. Студеная вода, хлынувшая в машинное отделение, грозила затопить двигатели. Но оглушенный взрывом Курбатов все же сумел подручными средствами заделать течь, и корабль благополучно вернулся на базу. Мужественный моряк-моторист за свой подвиг был награжден орденом Красного Знамени и отпуском в родной Елец.

Морской десант в Лиинахамари

Осенью 1944 года войска Карельского фронта в ходе Петсамо-Киркенесской операции перешли в наступление. Для ее успеха необходимо было любой ценой взять сильно укрепленный фашистский порт Лиинахамари. Он находился в узкой гавани, прикрытой с обеих сторон скалистыми мысам. В тамошних гранитных скалах по сию пору сохранились доты и бункеры, из которых фашисты отлично просматривали и простреливали вход в бухту.
В ночь с 12 на 13 ноября 1944 года советские катерники (всего 8 кораблей) получили задание высадить в этой бухте десант. Корабль Курбатова вышел в море одним из первых. Наши моряки вновь пошли на хитрость. Они использовали мертвую зону вдоль высокого правого берега Петсамского залива. Фашистам не пришло в голову, что там по мелководью могут пройти корабли русских. Фрицы не допускали мыслей о штурме крепости при помощи каких-то «скорлупок».

Меж тем наши быстроходные кораблики благополучно миновали вход в гавань и на скорости почти 70 километров час устремились к берегу. Только тут их обнаружили застуканные врасплох фашисты. Мощные прожекторы осветили бухту, а запрятанные в скалах батареи открыли шквальный огонь по ТК.
Достигнув берега, корабль Г. Д. Курбатова никак не мог причалить. Волны от взрывов снарядов и мин трепали катер как Тузик грелку. Высадка десанта оказалась под угрозой, как и жизнь советских солдат и моряков.
И тогда с катера на берег прыгнул старшина II статьи Курбатов. Товарищи тут же бросили ему швартовый конец, при помощи которого матрос сумел причалить «пляшущий» на воде ТК и удерживать его до выгрузки десанта.
Солдаты с ходу пошли в атаку на врага, а моряки тем временем прикрывали их автоматным и пулеметным огнем. Освободившийся от пехотинцев катер пустился в обратный путь. И тут в его корму угодил фашистский снаряд. Взрыв контузил многих членов команды, а главное — повредил рулевое управление. Корабль беспомощно завертелся на месте, превратившись в легкую мишень для немцев.
Вот тут-то вновь проявил свой мужественный характер Курбатов. Он принялся маневрировать ТК при помощи попеременного включения правого и левого двигателей. Таким образом, метр за метром, рыская носом из стороны в сторону, искалеченный катер все же уходил из зоны обстрела. Медленно, но верно, он полз в сторону открытого моря. В этот критический момент в корабль угодил еще один снаряд, осколки которого обожгли кисть левой руки Георгия Дмитриевича. Но несмотря на ранение, старшина мужественно продолжал управлять катером с помощью двигателей.
Когда кораблик вернулся на родную базу, в его бортах, палубе и надстройках техники насчитали свыше 200 (!) пробоин.
Позже адмирал А. Г. Головко, командовавший Северным флотом в 1940 — 1946 годах, писал в своих мемуарах: «Следует назвать героическим поведение старшины группы мотористов Г. Д. Курбатова. Зная, что спасение катера зависело от маневрирования переменными ходами моторов, он оставался на посту, управляя моторами одной рукой (пальцы другой были раздроблены осколками снаряда), пока не вывел катер из простреливаемой зоны».
О том, как находчивый и отважный моторист спас свой корабль и экипаж, написала всесоюзная газета «Красная звезда». А вскоре мужественному матросу вручили за этот подвиг Золотую Звезду Героя Советского Союза.

Пророчество невесты

После ранения Г. Д. Курбатов лечился в госпитале, а затем вновь побывал в отпуске в родном Ельце. Тут перед отъездом на Северный флот лихой моряк успел жениться! Скромная церемония бракосочетания Георгия Дмитриевича и его невесты Людмилы состоялась в елецком городском ЗАГСе в январе 1945 года.
А за несколько месяцев до этого будущая супруга напророчила Георгию Дмитриевичу звание Героя Советского Союза.
Они познакомились еще во время первого военного отпуска Курбатова. Долго переписывались. Подружки откровенно завидовали Людмиле. Еще бы, ведь ей постоянно пишет красавец-моряк, орденоносец. На что Людмила Семеновна как-то в шутку обронила, мол, орденоносец это, конечно, хорошо, но замуж пойду только за Героя Советского Союза. В итоге шутка оказалась пророчеством. Вот вам сила мысли и слова!

Мирный подвиг

После войны Г. Д. Курбатов трудился руководителем одного из елецких автотранспортных предприятий. По воспоминаниям его коллеги А. Н. Быкова, Георгий Дмитриевич не раз проявлял силу духа и здесь. Так произошло, например, в апреле 1970 года, когда сильнейшее наводнение угрожало смыть мост через реку Дон в районе Задонска. Чтобы спасти гидросооружение от разрушения, необходимо было укрепить защитную насыпь, которую размывала разлившаяся река. Для спасения переправы, связывающей два берега, в Ельце срочно сформировали колонну большегрузных автомобилей, которую возглавил Г. Д. Курбатов. Около пятидесяти мощных КрАЗов, под завязку груженных валунами известняка, отправились в путь. Ночью под проливным дождем машины наконец добрались до терпящего бедствие моста. Однако нужно было еще переправиться по нему задним ходом на противоположный берег и только после этого разгрузить кузовы самосвалов. Никто из водителей не решался проделать такой маневр. Глядя на сотрясаемый стихией мост, казалось, что выполнить эту операцию просто невозможно. Страшно! И тут вновь отличился Курбатов. Он первым повел свой КрАЗ по опасному маршруту. После того как его автомобиль разгрузившись благополучно, возвратился обратно, этот путь повторили другие машины. В итоге мост у стихии отстояли!

Вечная память

Мужество в характере Георгия Дмитриевича сочеталось с добродушием и скромностью. Так, в собственную квартиру с женой и сыном Михаилом он переселился лишь в 1960 году. Да и то жилье получила его супруга. До новоселья в течение 11 лет семья ютилась в крошечной комнатушке родительского домика Людмилы Семеновны.
Сегодня память о Г. Д. Курбатове хранится в названии одной из елецких улиц, расположенной в северном районе города, барельеф героя установлен на площади Победы, а на доме, где он жил (ул. Ярославского), имеется мемориальная табличка. Кроме того, весной следующего года со стапелей Санкт-Петербургского судостроительного завода вый­дет в море первый серийный корабль противоминной обороны «Георгий Курбатов». Это новейшее военное судно, аналогов которому нет. Например, оно имеет самый большой в мире монолитный стеклопластиковый корпус, не говоря уже о современном оборудовании и вооружении.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

 необходимо принять правила конфиденциальности
Новости ВРФ