ОАО «Гидропривод»: работа в новых реалиях
Программа импортозамещения в нашей стране появилась в 2014 году: присоединение Крыма к России вызвало бурное негодование Запада, вылившееся в запрет ряду официальных лиц выезжать в Европу и Америку, а также в различные экономические преграды и лишения.
События последнего месяца еще сильнее обострили ситуацию, на Россию наложили рекордное количество запретов. Как это отражается на работе предприятий реального сектора экономики и насколько помогает выстоять программа импортозамещения?
За ответами на эти вопросы наш корреспондент отправился в ОАО «Гидропривод» — одно из старейших предприятий города и области, признанного лидера по выпуску гидравлики.
Ничего
личного…
Давно замечено: дела в реальном производстве никогда не идут гладко, как по маслу, потому что они зависят от множества факторов, начиная от поставки сырья и материалов и заканчивая кадровым голодом или кознями конкурентов.
Вот и на «Гидроприводе» прошлый год оказался неоднозначным. В его начале один из поставщиков легированной стали повысил на нее цену сразу на 80 процентов. Пойти по тому же пути и соответственно увеличить стоимость своей продукции заводчане не могли: их, как говорится, по рукам и ногам связывали долгосрочные договоры. Несколько месяцев понадобилось для того, чтобы выровнять ситуацию и в конечном итоге пересмотреть систему поставок. Уже во втором полугодии прошлого года все объективные факторы учли.
Если прежде, как рассказывает генеральный директор предприятия В. А. Мезинов, завод мог себе позволить давать отсрочки по платежам за поставленную продукцию до полутора месяцев, то теперь значительная часть изделий уезжает к потребителю только после 50-процентной предоплаты. Как говорится, ничего личного, изменения только в интересах предприятия и его коллектива.
«Ростсельмаш» выбирает Елец
Программу импортозамещения на предприятии стабильно и целенаправленно реализуют все последние восемь лет. Просто здесь давно уяснили: чтобы выжить и сохранить производство, завод и коллектив, нужно доводить до совершенства качество традиционных изделий и осваивать новые. А сделать это без оглядки на зарубежные аналоги в современном мире невозможно. Тем более что до последнего времени потребители могли выбирать между гидравликой известных мировых брендов и отечественными аналогами. И, чтобы опередить тех же немцев, ельчане должны были представить продукцию, которая в соотношении цены и качества оказалась бы более предпочтительной.
Сегодня с ужесточением экономических санкций и отказом многих зарубежных компаний сотрудничать с россиянами у таких заводов, как наш «Гидропривод», есть отличный шанс проявить себя и еще крепче закрепиться на отечественном рынке гидравлики, заменить ушедших с него коллег-конкурентов. И, судя по первым шагам, ельчане готовы этот шанс использовать.
— С гигантом отечественного машиностроения — компанией «Ростсельмаш» — мы сотрудничаем не один десяток лет, она наш стратегический партнер, — рассказывает генеральный директор ОАО «Гидропривод» В. А. Мезинов. — Кстати сказать, агропромышленный комплекс Липецкой области тоже много лет выбирает сельскохозяйственную технику этого предприятия — сегодня на полях региона ее более 80 процентов. Не первый год мы с ростовчанами работаем над реализацией программы импортозамещения. В конце прошлого года создали две рабочие группы для совместного проекта. Одна из них решает финансовые, организационные вопросы, ее представители выезжали в «Ростсельмаш», вместе обращались за поддержкой в различные федеральные структуры. Другая группа занята непосредственно производством, разработкой необходимой для партнеров продукции, конструированием. Если все сложится так, как мы задумали, то наш объем поставок на «Ростсельмаш» вырастет в денежном эквиваленте до 1 миллиарда рублей!
Ростовчане, похоже, тоже заинтересованы в партнерстве с ельчанами. В конце года на заводе работала большая группа представителей компании, которая провела полный аудит «Гидропривода». Результаты проверки положительные. Уже в этом году здесь постоянно находятся ростовчане, которые обучают заводчан, повышают их квалификацию ради доведения качества продукции до необходимого уровня и роста производительности труда. Более того, создается эталонный участок, его название и предназначение говорят сами за себя. Кстати сказать, аналогичное производственное подразделение есть и в «Ростсельмаше», то есть стратегический партнер ельчан всерьез и надолго заинтересован в сотрудничестве.
Свято место пусто не бывает
Ростовчане разместили на «Гидроприводе» заказ на производство запорных клапанов для новой линейки тракторов («Ростсельмаш» выпускает и этот вид сельскохозяйственной техники). Прежде клапаны приходили из-за океана, из Америки. Ныне российские тракторы комплектуются российскими деталями. И при этом, как утверждает В. А. Мезинов, у завода есть возможности расширять это производство по мере роста потребностей ростовчан.
И в комплектации линейки комбайнов «Ростсельмаша» (традиционной продукции компании) скоро появятся как минимум семь изделий елецкого «Гидропривода». Ельчане вначале потеснили таких известных немецких производителей, как «BOSCH» и «HYDAC», а в свете последних событий и вовсе намерены заменить их в партнерстве с «Ростсельмашем». По крайней мере, необходимые образцы изготовлены, испытания прошли успешно, завод готов к серийному выпуску деталей.
Другая традиционная продукция «Гидропривода» — различные модификации насосов. Их здесь выпускают уже свыше 40 лет! Сегодня насосы поставляются десяткам партнеров, в том числе на конвейер еще одного российского автогиганта — «КамАЗа», а также на «МАЗ» в Белоруссию и к машиностроителям Урала. С недавних пор к списку потребителей добавился Ярославский моторный завод, один из крупнейших российских производителей двигателей. Прежде ярославцы сотрудничали с Испанией, ныне выбрали елецкий «Гидропривод». Правда, не из-за введенных санкций: горячие южане обанкротились, а, как известно, свято место пусто не бывает.
Сегодня на «Гидроприводе» продукция, выпускаемая по программе импортозамещения, составляет 15 процентов от всего объема. Плюсом к этому на заводе освоили и успешно занимаются ремонтом импортных насосов. Генеральный директор В. А. Мезинов замечает, что вовремя расторгли сотрудничество с Украиной, и теперь диски из металлокерамики для елецких насосов изготавливают на отечественных предприятиях порошковой металлургии в Коломне и Йошкар-Оле Республики Марий Эл. Тоже своего рода импортозамещение комплектующих для собственного производства.
Спасение утопающих…
Тем не менее сложившаяся ситуация вызывает у директора неподдельную тревогу. К примеру, составная часть для тех же насосов — пластины — безальтернативна, то есть в России нет заводов, которые бы их производили. Или приборы экспресс-анализа: они из Швейцарии, и пока нет других вариантов.
Еще одна головная боль — зарубежные станки, которые с годами изнашиваются и выходят из строя, требуют ремонта, замены узлов и механизмов, запасных частей. И это большая проблема — на заводе сегодня только токарные обрабатывающие станки составляют 80 процентов всего станочного парка! Опять же высокопроизводительные агрегаты требуют большого количества охлаждающей жидкости, а она буквально с первых дней событий на Украине взлетела в цене в три раза!
Все это приводит к тому, что предприятие вынуждено выделять часть оборотных средств на закупку необходимого импорта, без которого пока никак не обойтись. Утешает одно: на российских складах запасы, необходимые ельчанам для производства, к примеру, насосов, как минимум годовые. Но в условиях роста цен сложно прогнозировать хоть какую-то финансовую стабильность.
Однако на заводе не склонны впадать в уныние. На то есть веские основания, и в числе первых плюсов В. А. Мезинов назвал то, что «Гидропривод» — предприятие полного цикла. Здесь в свое время полностью модернизировали свое литейное производство, поставили современные индукционные печи. И правильно сделали: в нашей области сегодня почти не осталось аналогичных заводов, последним пал липецкий «Центролит»…
Важно и то, что на заводе постоянно обновляют и улучшают ассортимент изделий, что делает его конкурентоспособным. Из последних примеров — разработка и производство глубинных насосов для добычи нефти. Изготовленные образцы успешно прошли испытания в известной отечественной компании «Лукойл», гидроприводцы готовы наладить их выпуск в любых количествах…
С увеличением объемов производства предприятию требуются высококвалифицированные кадры. Сегодня завод готов принять почти 70 человек рабочих специальностей. Только где их взять? Профобразование готовит в первую очередь специалистов среднего звена, технологов, и вряд ли кто-то из них станет первоклассным токарем-универсалом.
С учетом того, что проблема старая и, к сожалению, пока еще слабо решаемая, на заводе пришли к выводу: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». И теперь здесь налажена подготовка кадров без отрыва от производства: новичок на три месяца прикрепляется к опытным наставникам, получает минимальную зарплату и прибавку к ней за то, что сам изготовит. Одним для освоения нового дела бывает достаточно трех месяцев, другим приходится продлевать срок ученичества — с учетом, конечно, их желания остаться на заводе.
…Каков же итог? Да, ситуация сложная, но не критичная. Завод борется, ищет и, главное, находит пути решения всех проблем. Как говорится, не впервой…
В ТЕМУ:
Программа импортозамещения (говорим о машиностроении, гидравлике) в полной мере не реализована. По оценке специалистов (и с ними согласен В. А. Мезинов) России сегодня не хватает 75 процентов заводов, составляющих всю технологическую цепочку выпуска ассортимента гидравлики. Если бы было по-иному — не болела бы голова у руководителей предприятий, кем и чем заменить сегодня зарубежных партнеров и где взять оборотные средства на подорожавшие в разы комплектующие, сырье и материалы.
В связи с этим как не вспомнить ученых мужей и больших чиновников министерств, которые еще не так давно при каждом удобном случае утверждали: мол, зачем вкладывать деньги в строительство новых заводов и производство, если все необходимое можно купить у наших западных партнеров?! Переиначив старую русскую поговорку можно сказать: «На партнера надейся, а сам не плошай».
Татьяна ЩЕРБАТЫХ