Лисапедтур!
Роман ДЕМИН
27 июля 2019 года в Ельце состоялся первый «Лисапедтур» — молодежный проект, связанный с краеведением и велотуризмом, который поддержала администрация города, руководство Елецкого краеведческого музея и местный туристско-информационный центр.
Кто придумал «Лисапедтур» и велосипед?
Главным зачинателем и организатором новшества стал этнографический клуб имени Даймонда Шпилькина, созданный еще в 2016 году елецкими энтузиастами, не лишенными чувства юмора, судя по названиям объединения и самого мероприятия. Между прочим, имя клубу дали по ник-нейму (псевдониму) в соцсетях одного из участников сообщества, в которое входят любители истории и активного отдыха.
И раз уж я коснулся истории, то почему бы не вспомнить о том, кем и когда был изобретен велосипед?
Оказывается, единого мнения тут нет, особенно после того, как в 1974 году ученые обнаружили рисунок Леонардо да Винчи, на котором изображен вполне себе современный велик с цепной передачей (см. рисунок). Но картинка долгое время была, как говорится, позабыта-позаброшена. Поэтому по классической версии «отцом» двухколесной машины считается немецкий изобретатель Карл фон Дрез.
Говорят, будто бы именно этот человек в 1817 году явил миру устройство, названое создателем без особых затей — «беговелом», или «быстробегающим», ведь «велокс» по латыни как раз и означает «быстрый».
Совершенствование конструкции
Впрочем, деревянная новинка Дреза еще не имела педалей и, чтобы передвигаться на ней, приходилось толкаться ногами от земли (кроме спусков, конечно).
Подобие педалей к «беговелу» в 1839 году сумел «присобачить» шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан, но его привод оказался далек от совершенства. В 1868 году французский каретный мастер Пьер Мишо с сыновьями начал серийное производство педальных велосипедов «Меуег & Со» с разноразмерными колесами: переднее было побольше, и на нем имелись педали, а заднее поменьше. В то же время появились так называемые велосипеды-пауки с огромным передним (ведущим) колесищем и маленьким — задним. Подобный экземпляр хранится в Елецком музее купечества и сословий.
Только к началу ХХ века промышленность начала выпуск привычных нам двухколесных самокатов с цепной передачей, двигающей заднее колесо. За годы трансформаций велосипеды обрели тормоза (ручные и педальные), механизм свободного хода, каучуковые шины, а затем и резиновые покрышки с надувными камерами и шинными клапанами.
Самый популярный и наш — уральский
В конце XIX начале ХХ века самой популярной и массовой моделью стал английский «Ровер», созданный Джоном Кемпом Старли и Уильямом Саттоном. Партнеры имели заводик по производству швейных машин, а новинка принесла им немалый доход. Утверждается, что в Польше по сию пору слово «ровер» означает велосипед.
У нас в стране есть легенда об уральском мастеровом Ефиме Артамонове, который еще в 1800 году (раньше всех, кроме Леонардо да Винчи, конечно!) сделал самокат-костотряс с огромным передним педальным колесом. Потрясенный невидалью владелец завода (возможно, он прокатился на чудо-аппарате!) восхитился новинкой и наделил умельца деньгами, а тот якобы совершил первый в мире велопробег Верхотурье — Москва, прибыв в столицу аккурат к коронации нового императора Александра I в 1801 году. За сей подвиг Артамонова и все его потомство освободили от крепостной зависимости.
Впрочем, большинство серьезных исследователей не верят в легендарную личность первого русского велосипедиста Артамонова.
Заграничные и свои
Считается, что веломашины появились в Петербурге из-за границы примерно во второй половине XIX века. Их вполне можно сравнить с нынешними электромобилями «Тесла», поскольку велики стали забавой для элиты и роскошью. Судите сами: двухколесный «конь» стоил от 250 до 400 рублей, при том что месячная зарплата рабочего составляла около 20 рэ.
В 1891 году Российская армия вслед за европейскими державами завела в своем составе части военных самокатчиков — велосипедистов, закупив для них французские машины.
Примерно в это же время велосипедистам дозволили кататься в городах (ранее это категорически запрещалось: мол, стремительные двухколесники пугают лошадей и прохожих).
В 1916 году наше военное ведомство позаботилось о производстве собственных великов для армейских нужд, заказав их московскому АО «Дукс» (оно к тому времени выпускало уже и мотоциклы, и дрезины, и даже самолеты).
Кстати сказать, ранее для вождения велосипеда требовались права, как сегодня на авто. После сдачи экзаменов человеку вручали соответствующий документ и номер для крепления на своей двухколесной машине.
Елецкий клуб
Несмотря на дороговизну, новый вид транспорта завоевывал популярность, в том числе и в провинции. Иметь велосипед считалось модным и престижным делом. В России пышным цветом расцвели общества велосипедистов.
Было такое и в Ельце, его штаб располагался в здании нынешней школы искусств им. Л. С. Соколовой (ул. Мира, 94). В одном из старых изданий объединение описано так: «Клуб велосипедистов (общественный, всесословный клуб) на Торговой улице и при клубе летний сад на окраине города, в котором играет оркестр музыки». Есть свидетельства, что трек спортсменов находился на месте нынешнего корпуса № 3 ЕГУ им. И. А. Бунина (ул. 9 Декабря, 72), где до революции располагался сад Семейного собрания, а потом тут построили школу.
О небывалой популярности велосипедов в свое время можно судить еще по одному экспонату Елецкого музея купечества и сословий, где хранится деревянный велик, сделанный, по словам сотрудников, в первой половине ХХ века, хотя выглядит он почти как велосипед Леонардо да Винчи (см. фото).
Страстное желание
Только страстное желание иметь велосипед могло толкнуть человека к созданию подобной машины. Правда, нет данных о возрасте рукотворного чуда, так что, вполне вероятно, это реплика или попытка поэкспериментировать, сделав столь необычный экземпляр, причем, возможно, специально для музея.
Но как бы там ни было, уникальный аппарат собран из деревяшек (кроме седла из листового железа и самодельной металлической рессоры), скрепленных гвоздями и проволокой. В нем есть тормоз для переднего колеса, педали и веревочная цепь, приводящая в движение заднее колесо. Кстати сказать, оба они сделаны из дерева, укреплены железными ободами и обмотаны (видимо, для мягкости хода) веревкой. В специальный футляр из металла вставлялась деревянная палка, или трость, чтобы очищать ею грязь с колес (по крайней мере, так думают сотрудники музея). Они же утверждают, что, судя по следам характерного износа, велосипед длительное время эксплуатировался.
Личный опыт
После начала Первой мировой войны пик интереса к веломашинам прошел. К тому же на смену им пришли мотоциклы. Клубы велосипедистов в России стали сами собой распадаться. А тут еще грянули революции и Гражданская война, стало не до великов.
В советское время, как следует из газеты «Красное знамя» от 12 октября 1935 года (ее отыскал в архиве ученый ЕГУ им. И. А. Бунина Андрей Николаевич Шевяков), в городе прошел первый велопраздник.
В пору развитого социализма в СССР выпускалось множество моделей велосипедов. И сейчас помню свой «Зайчик», на котором гонял по улице Овражной в дошкольном возрасте. Потом родители подарили на день рождения «Школьник» (я был на седьмом небе от счастья!). «Орленка», который немножко больше «Школьника», но еще не «взрослый» велик, у меня не было, зато классе в пятом или шестом появилась неубиваемая «Десна». Последней семейной покупкой в СССР стал навороченный (так тогда казалось!) раскладной «Салют» огненно-рыжего цвета, очень удобная машина.
Шпилькин и зодчество
Однако пора вернуться к елецкому «Лисапедтуру», состоявшемуся в субботу, 27 июля 2019 года. В нем приняли участие более 30 человек, собравшихся у стен елецкого Троицкого мужского монастыря под руководством местного краеведа Алексея Анатольевича Пискулина.
Велосипедисты прокатились по достопримечательным местам Ельца, а гид (А. А. Пискулин) рассказал немало интересного об истории города и многих его знаменитых уроженцах. Завершился этот экскурс чаепитием в городском краеведческом музее, где представители этнографического клуба имени Даймонда Шпилькина передали работникам культуры 50 фотографий уникальных резных наличников, отснятых на улицах города, чтобы запечатлеть эти старинные памятники деревянного зодчества для истории и потомков.