новости города Ельца, новости Елец, елецкие новости, елецкая газета, Красное знамя

«Льются с этих фотографий океаны биографий…»

0 114

Татьяна ЩЕРБАТЫХ

Несколько лет назад краеведы елецкой СШ № 23 исследовали жизнь учебных заведений Ельца во время Великой Отечественной войны. Школьный музей боевой славы пополнился фотографией 1947 года. Ее принес активист, друг школьного музея Михаил Григорьевич Поздняков, на ней — коллективный портрет учеников 1-го класса елецкой школы № 3 с учителем. На обороте надпись: «32 человека». И все…

Увы, качество снимка 1947 года не очень хорошее, но некоторые лица разглядеть можно.

Не давали покоя
33 пары глаз

Вот уж действительно юным исследователям не давали покоя 33 пары (вместе с педагогом) внимательных, напряженных глаз с послевоенного фото. Кто эти мальчишки, как сложились их судьбы в непростое для страны время?
Под руководством своих наставников — учителя русского языка и литературы Е. М. Павловой и заведующей школьной библиотекой Т. С. Докиной — современные школьники начали поисковую работу. Несколько месяцев почти детективного расследования дали удивительные результаты. Воистину, как пел когда-то Булат Окуджава: «Льются с этих фотографий океаны биографий»…
Кстати сказать, одна из юных крае­ведов, Яна Серегина, на основе анализа и изучения старого фото подготовила работу под названием «Старая в альбоме есть фотография». Это исследование победило на традиционных городской и областной краеведческих конференциях «Отечество» и теперь отправлено в Москву для участия в одноименных всероссийских чтениях.


Красильня,
банк, школа

Итак, что же удалось узнать ребятам и их наставникам? Прежде всего о самой школе № 3, расположенной по адресу: улица Мира, 84 (сегодня это один из корпусов школы № 15).
Здание было построено в 1880 году, и поначалу в нем располагалась частная красильня. Позже дом перешел во владение известного елецкого купца Ростовцева, основавшего здесь Русско-азиатский коммерческий банк.
С 1917 года здание передано в ведение отдела народного образования и тут открыли школу. Кстати сказать, именно в ней учились юные елецкие герои и партизаны Леня Камзолов, Вася Краюшкин, Виля Огнев и еще 14 подростков, проявивших себя в годы Великой Отечественной войны. Здешним выпускником был и Борис Сидельников, написавший на поверженном рейхстаге «Мы из Ельца».
В 1941 году в школе организовали госпиталь, разрушенный во время одной из бомбежек города. Чудом уцелел лишь его фасад, но вскоре власти города восстановили здание.
Не случайно на фото 1947 года одни мальчишки, ведь в ту пору практиковалось раздельное обучение мальчиков и девочек. Школа называлась «Мужская неполная средняя». Такой гендерный подход отменили только в 1954 году. Учителями начальных классов, как правило, тоже были мужчины-фронтовики, демобилизованные из армии по ранению. Они проходили специальные краткосрочные педагогические курсы, а затем обучались в Елецком учительском институте.


Педагог
с карандашом

Наставник на снимке — мужчина примерно 55 лет, в застегнутом по-военному (на все пуговицы) пиджаке — бывший фронтовик Николай Тимофеевич Панов. Он начинал в школе военруком еще в 1941 году. Тогда Наркомпрос издал приказ об организации военно-допризывной подготовки учащихся 8 — 10-х классов средних школ. А уже с 1942 года в учебную программу ввели новый предмет — военное дело.
Учителем начальных классов Панов стал с 1 сентября 1946 года и преподавал ребятам все предметы, даже музыку и рисование.
Бывшие ученики (им сейчас уже за 80 лет) вспоминают, что дисциплина на уроках Николая Тимофеевича царила железная. А если кто-то пытался баловаться, то незамедлительно получал по затылку большим двухцветным (красно-синим) карандашом, с которым учитель никогда не расставался. Известный елецкий поэт Олег Горсков (один из тех, кто запечатлен на снимке), при жизни вспоминая начальную школу и учителя, писал:
Правдив и строг, он с нами
не сюсюкал,
И, пресекая детский ералаш,
Нас не однажды
по затылку стукал
Его огромный красный
карандаш!
При этом мальчишки нисколько не обижались на педагога, понимали, что все по справедливости. Его уважали и любили. У ребят даже сложилась традиция: по утрам они собирались перед домом Николая Тимофеевича, ждали, пока учитель выйдет, и вместе с ним шагали в школу, общаясь по дороге и наперебой помогая нести его сумку и тетради.
К сожалению, о дальнейшей судьбе Н. Т. Панова ничего узнать не удалось. Поисковики надеются, может быть, среди горожан есть кто-то из родственников или знакомых учителя, которые смогут подробнее рассказать о его жизни.


Как жили и учились

Из архивных данных известно, что 1 сентября 1946 года учебный год в школе № 3 начали 499 учеников. Вместе с учителем первоклассники вошли в свой класс, находившийся на первом этаже за сценой. Помещение и сегодня цело. Мало того, в нем до сих пор учатся начальные классы! Осталась даже сцена, на которой фотографировались мальчишки в 1947 году.
Конечно, сложно сравнить сам процесс обучения тогда и сегодня. Послевоенные первоклашки писали карандашами, только в конце года им разрешали пользоваться чернилами.
Чернильницу, хоть она и называлась непроливайкой, дети носили, предварительно хорошо упаковав, чтобы жидкость из нее не разлилась. Чаще всего вместо настоящих чернил использовали химический карандаш (был такой в советское время), растворяя его в воде. Получалась фиолетовая краска, оставлявшая нестираемый след. А стальное перышко, которым писали, макая его в чернильницу, крепили к обычной аккуратно-выструганной палочке. Вместо привычных ныне рюкзаков и портфелей мальчишки послевоенных лет использовали сумки от противогазов — и дешево, и сердито.
Каждый день перед уроками проходила десятиминутная зарядка. При хорошей погоде выходили во двор, зимой катались на лыжах вдоль берега реки. Обычно после первого урока учитель приносил на большой деревянной доске завтрак: каждому ребенку по небольшому кусочку черного хлеба, посыпанного сахаром. Конечно, этого не хватало на весь день, но ребята радовались и этому, ведь после войны многие жили впроголодь…


Судьбы мальчишек: эльтовец
М. Г. Поздняков

Для того чтобы узнать, кто изображен на снимке, школьникам вместе с руководителями проекта Е. М. Павловой и Т. С. Докиной пришлось проделать большую работу: они изучали архивы, встречались с горожанами, не раз бывали в краеведческом музее, искали старые публикации в редакции газеты «Красное знамя».
Безусловно, первые подробные данные ребята получили от хранителя и дарителя этого снимка Михаила Григорьевича Позднякова. Его отец с первых дней войны ушел на фронт. Дома оставались жена с тремя детьми. Михаил Григорьевич помнит, как все вместе они прятались в погребе, когда фашисты бомбили Елец, как бабушка оставалась на улице и, глядя на кружащие над городом самолеты, неистово молилась.
Отец вернулся домой уже первой военной осенью весь израненный. Он чудом выжил в боях под Ржевом. Маленький Миша очень любил читать, благодаря чему стал единственным в классе учеником, правильно написавшим в диктанте слово «радио». Этот момент Михаил Григорьевич помнит по сию пору.
После окончания школы М. Г. Поздняков уехал в Мурманск, поступил на судно рыболовного флота, работал кочегаром, позже — поваром. Отслужив в армии, вернулся в Елец и почти 30 лет трудился на заводе «Эльта» (до самого закрытия производства), ходил в передовиках. На заслуженный отдых ушел с одного из железнодорожных предприятий. Михаил Григорьевич счастливо женат, воспитал двух дочерей, гордится внуками, а теперь уже и правнук подрастает. В 2018 году справили с супругой «золотую свадьбу».


Заслуженный врач
В. Л. Дударев

Заслуженный работник здравоохранения России, врач высшей категории, советник государственной гражданской службы г. Москвы, полковник медслужбы, мастер спорта по спортивной гимнастике, все это о Владимире Лукиче Дудареве. На фото он четвертый слева в первом ряду.
Дударевы — в Ельце фамилия известная. Двоюродный дед Владимира Лукича — Т. Б. Дударев был участником трех революций и ветераном двух войн, заслужил звание почетного гражданин Ельца.
Сам Владимир Лукич после школы закончил Ленинградскую военно-медицинскую академию, работал и служил на Урале, в Группе советских войск в Германии, Чехословакии. Там ему довелось встречаться с будущими министрами обороны страны: Дмитрий Язов тогда возглавлял Центральную группу войск в ЧССР, а Игорь Родионов командовал одним из армейских корпусов.
Позже Дударев преподавал в Первом московском мединституте им. И. М. Сеченова, работал в Минздраве, санэпиднадзоре страны, в столичном департаменте здравоохранения. Его трудовой стаж насчитывает почти 50 лет!
В 2005 году супруги Дударевы вернулись в Елец. Владимир Лукич женат на своей однокласснице. Он перешел из школы № 3 в СШ № 8, где и познакомился с будущей невестой. В их семейном архиве есть красиво оформленный альбом, подаренный родными. В нем одна из страниц посвящена его первой школе — № 3.
Владимир Лукич вспоминает, что в начальных классах много внимания уделялось физической подготовке учеников. Во многом благодаря тем первым шагам он увлекся спортивной гимнастикой и добился высоких результатов в этом виде спорта.


Поэт и депутат
О. Г. Горсков

Темноволосый мальчик в белой рубашке справа от учителя — Олег Горсков, будущий поэт, машинист, депутат Елецкого городского совета депутатов. Как писал когда-то сам Олег Георгиевич, его родословные корни — из саратовской земли. Там еще у князей Волконских служил столяром ссыльный поляк Горский — имени его никто не знал. Зато сына окрестили Трифоном, тот унаследовал талант к столярному мастерству и передал его уже собственному сыну Максиму. Оба помогали строить церкви и дома в Москве и Ельце. Кстати сказать, площадь им. Горскова в Липецке названа в честь близкого родственника Олега Георгиевича, возглавлявшего коллектив завода «Свободный Сокол» в 60 — 80-е годы ХХ века.
Отец Горскова с войны не вернулся — погиб под Смоленском в 1943 году. О трудном послевоенном детстве Олег Георгиевич написал такие строки:
Помню я безрукого соседа,
Пленных немцев и войну
в конце,
Помню ликованье
в День Победы
И слезу у мамы на лице,
Овсяную тюрю в голодовку,
Помню цыпки на босых ногах
И как с грядок тырили морковку,
Как пекли картошку на кострах.
В 1946 году Олег пошел в первый класс школы № 3. Затем его перевели в СШ № 15, потом учился в ТУ-1 и получил профессию помощника машиниста. Прошел путь от кочегара паровоза до машиниста электровоза, водил пассажирские поезда в Москву. Дважды избирался депутатом горсовета. Стихи писал с 17 лет, лучшие из них публиковались в «Красном знамени», в том числе и те, где он вспоминает свое послевоенное детство и школу. В 1992 году издана книга стихов О. Г. Горскова, а в 1996-м стихотворение «О городе моем» композитор А. Почтарев положил на музыку, и эта песня вошла в сборник «Елецкая быль», посвященный 850-летию Ельца. Олега Георгиевича не стало в 2014 году.


Помогите стереть «белые пятна»

Увы, об остальных одноклассниках с этого фотоснимка известно мало или совсем ничего. Но юные краеведы надеются, что публикация в городской газете «Красное знамя» поспособствует тому, что откликнутся горожане, знающие о том, как сложилась судьба героев с фото.
Известно, например, что Вадим Борзых жил на улице Пушкина, затем учился где-то в Туле, стал экономистом, уехал на Украину, вроде бы раньше приезжал в Елец к родным.
Владимир Кузнецов работал на элементном заводе (ныне АО «Энергия»). Соломенцев (имя, к сожалению, не установили) жил в одноэтажном доме около Вознесенского собора. А Борис Александров проживал в районе мясного рынка с дедушкой и бабушкой — его родители погибли в блокадном Ленинграде. Затем Боря учился в железнодорожном техникуме, по распределению уехал в Днепро­дзержинск, что на Украине. Вместе с ним жил его двоюродный брат и одноклассник Владимир.
Одноклассники также узнали и вспомнили фамилии еще нескольких своих товарищей: Климов, Фокин, Фонарев, Виктор Александров, Игорь Дегоди, Владимир Брокоренко.
Уважаемые читатели, если вы помните что-то об этих людях или узнали кого-то на общем фото, сообщите об этом в редакцию «Красного знамени» (т. 2-80-59, адрес электр. почты: tan@kznam.ru). Стереть «белые пятна» очень важно для нынешнего поколения школьников!
— Работая над исследованием, мы соприкоснулись с ушедшей эпохой, увидели ее не на страницах учебников, а в живых воспоминаниях очевидцев, — поделилась своими мыслями с журналистом «КЗ» юный краевед Яна Серегина. — Мы узнали об особенностях образования в послевоенные годы, о том, как жили наши земляки, как сложились судьбы некоторых из них. При этом поняли главное о людях того времени: они искренне стремились принести как можно больше пользы своему городу, стране. Анализ старых фотографий позволяет почувствовать дух советского прошлого, укрепить связь поколений. Сегодня, когда на Западе всеми силами пытаются переписать историю, умалить значение военного и трудового подвига нашего народа, подобные свидетельства очевидцев — самое точное доказательство исторической правды и нашей правоты.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

 необходимо принять правила конфиденциальности
Новости ВРФ