Липецк

Административный центр Липецкой области. Расположен на границе Среднерусской возвышенности и Окско-Донской равнины, на обоих берегах реки Воронеж, в 428 километрах к юго-востоку от Москвы. Протянулся с севера на юг на 22 км и с запада на восток на 27 км. Население — свыше 509 тысяч жителей, по численности занимает второе место (после Воронежа) в Центрально-Черноземном регионе. Промышленность представлена металлургией, машиностроением, металлообработкой, заводами по производству холодильников и стиральных машин, строительных материалов, предприятиями легкой и пищевой промышленности, а также особой экономической зоной «Липецк». Открыты гипермаркеты «Ашан», «Перекресток», «Линия», «Metro Cash&Carry», торгово-развлекательные центры «Москва» и «Европа». В 10 км от города находится аэропорт, он с 2008 года имеет статус международного. В городе пять институтов и университетов, 12 филиалов иногородних вузов, семь музеев, Липецкий государственный академический театр драмы им. Л. Толстого и еще два театра — муниципальный и кукол, четыре выставочных зала и картинных галереи, пять музыкальных коллективов и филармоний, шесть кинотеатров и один киноклуб, развиты физкультура и спорт.

Город металлургов, летчиков и целебной воды

Петр, Екатерина и дядя царя

Общеизвестно, что основателем Липецка считают Петра I, а 1703 год — датой рождения. Именно в это время российский император начал строить здесь железоделательные заводы. В 1779 году по указу Екатерины II город получил статус уездного. А вот более ранний период нашего областного центра стал камнем раздора ученых мужей. Одни считают, что Липецк — город-крепость, основанный в домонгольский период на окраинных землях юга Руси. Другая точка зрения указывает на то, что возник он гораздо позже и не имеет ничего общего с летописным Липецком, который вообще располагался в другом месте…
Еще до XVI века, когда строилась знаменитая Белгородская черта — полоса, состоявшая из различных оборонительных сооружений и прошедшая по ряду земель теперешней Липецкой области, — в междуречье рек Дон и Воронеж устремились крупные феодалы. Так в конце XVI века здесь появились владения бояр Романовых. Родному дяде царя Ивану Никитичу принадлежало семь населенных пунктов, в их числе и село Малые Студенки Липские, ставшее местом, на котором возник и вокруг которого затем развивался город Липецк. Известно, что Романов крал крестьян у соседей. Так, ельчане писали челобитную царю, в которой рассказали, что Романов в 1628 году насильственно вывез из окрестностей Ельца «188 крестьян, 4 жонки и 2 девки».

История металла

Посещая здешние места, Петр I узнал о запасах железной руды, и по его указу началось строительство заводов — сначала на реке Липовка, потом прямо у реки Воронеж, где ныне располагается Нижний парк. Липецким металлом обеспечивали верфи, где строились военные корабли. В 1745 году заводы были проданы князю Репнину, однако из-за его жесткости рабочие, доведенные до отчаяния, непрестанно жаловались на хозяина. Кончилось тем, что сама Екатерина II назначила расследование, обнаружились огромные злоупотребления, и правительство отобрало заводы у Репнина, вернув их в казну.
В конце XVIII века, когда Россия прочно утвердилась на побережье Черного моря, не стало нужды в липецких заводах. Они оказались без заказов, пришли в упадок и вскоре были закрыты. Но на рубеже XIX — XX веков металлургическая жизнь в городе вновь оживилась — с созданием русско-бельгийского горно-металлургического общества. Благодаря ему в середине 1902 года первая доменная печь Сокольского метзавода начала давать чугун.
Уже в советские времена, в годы индустриализации, руководство страны, подыскивая место для нового металлургического завода и руководствуясь рекомендациями елецкого окружного комитета партии большевиков, вновь обратилось к Липецку. В феврале 1931 года вышло постановление Совнаркома СССР о сооружении металлургического завода. А 7 ноября 1934 года здесь был выплавлен первый чугун. Ныне НЛМК — одно из крупнейших в Европе предприятий, во многом благодаря которому город из провинциального превратился в современный индустриальный центр.
Служанка вскипятила воду…
В 1800 году липецкий уездный врач Вандер рассказал о благоприятных случаях лечения местной минеральной водой. Есть легенда, по которой и водою город обязан Петру: одна липчанка вскипятила воду, взятую недалеко от чугуноплавильного завода, а та почернела. Барыня заподозрила служанку, мол, та хотела отравить ее, в полиции завели дело. Но об этом каким-то образом узнал сам Петр, по его поручению воду отдали на анализ — и будущность липецких минеральных вод была обеспечена.
Популярность липецкого курорта была огромной, особенно после того, как выяснилось, что здешняя вода по составу схожа с водами знаменитых в ту пору курортов Германии. Сам Александр I приезжал сюда, даже танцевал на балу в свою честь. В начале XX века курорт был удостоен Гран-при на Всемирной выставке в Бельгии и высшей награды Всероссийской гигиенической выставки. В середине XIX века на средства петербургского купца Небученова, излечившегося водами и даже переехавшего сюда жить, был открыт обелиск Петру I — остроконечный шпиль, который и поныне является символом города.
После революции курорт перешел в ведение Наркомата здравоохранения. На его восстановление были отпущены большие средства. Ныне Липецк входит в число крупных производителей минеральной воды.

Покушение готовилось  в Нижнем парке…

В конце XIX века в Липецке прошел съезд тайной революционной организации «Земля и воля». Сюда приехали в том числе и члены террористического кружка «Свобода или смерть». Совещались в Нижнем парке, катаясь на лодках по реке Воронеж, обсуждали вопрос об организации покушения на Александра II. Решили кинжал и пистолет заменить динамитом… Вскоре после съезда, вошедшего в историю как «липецкий», в организации произошел раскол. А в память о том съезде в Нижнем парке есть памятник. Это один из немногих, если не единственный в стране, памятник террористам.
С организацией «Земля и воля» связано и имя одного из первых марксистов Г. В. Плеханова: он родился под Липецком, в селе Гудаловка. Одно время возглавлял землевольцев, но позже изменил свои взгляды, касающиеся идеологии и практики народничества. В городе есть дом-музей Плеханова и памятник ему.

Геринг и космонавты

В 1918 году Липецк стал базой одного из шести созданных в Советской России авиаотрядов. Здесь совершенствовали свое мастерство 300 Героев Советского Союза, 7 маршалов авиации, 13 летчиков-космонавтов, прокладывавших дорогу в космос. А еще немецкие летчики, по легенде — даже сам Геринг.
В самом деле, в 1925 году в Липецке была создана секретная немецкая авиа-школа. Первоначально планировалось, что здесь будут обучаться асы первой мировой и одновременно лечиться знаменитыми водами. Позже здесь испытывались все типы германского авиавооружения, в том числе боевые самолеты, которые составили основу немецких ВВС во время войны, — «Хейнкель», «Арадо», «Юнкерс», а также отрабатывалась тактика воздушного боя, проводились тесты по бомбардировке наземных целей, испытывались около 800 различных компонентов авиатехники. По разным данным, в Липецке было подготовлено от 450 до 700 немецких летчиков. В 1933 году школа была закрыта, все строения, возведенные на средства Германии, а также значительная часть оборудования были бесплатно переданы советской стороне. В 1934 году здесь заработала высшая летно-тактическая школа ВВС СССР. Ныне Липецкий авиацентр занимается подготовкой и переподготовкой летчиков России. В 2004 году в авиацентре побывал Президент России В. В. Путин. Фронтовые бомбардировщики СУ-24 и СУ-34 принимают участие в воздушных парадах над Красной площадью. В честь 850-летия Ельца пилотажная группа Липецкого авиацентра подарила горожанам незабываемое авиашоу. Начальник центра, генерал-майор, заслуженный летчик России А. Н. Харчевский тогда лично показывал элементы высшего пилотажа.

Сегодня и завтра

Сегодня Липецк — активно развивающийся город. Помимо НЛМК, он славен современными предприятиями: заводами холодильников «Стинол», по производству соков и нектаров «Прогресс», стиральных машин «Индезит», — продукция которых известна далеко за рубежами области. Здесь развито троллейбусное сообщение, общая протяженность линий составляет свыше 100 км. В перспективе — модернизация аэропорта, строительство троллейбусной линии, соединяющей Липецк и Грязи, запуск скоростного поезда Липецк — Москва. Областной центр интересен и с точки зрения туризма: с прошлых веков за ним осталась слава курорта минеральных вод, здесь много исторических зданий и сооружений, храмов, музеев. Да и сама история города, в которой немало уникальных страниц, не может оставить равнодушными любителей узнавать свою страну, родной край.
Т. ЩЕРБАТЫХ.