новости города Ельца, новости Елец, елецкие новости, елецкая газета, Красное знамя

Быстрая Сосна — судоходная река

0 2 411

Роман ДЕМИН

Исполнилось 155 лет со дня издания царского указа (подписан императором Александром II) о признании реки Быстрой Сосны судоходной.

Елецкое лобби удивляет

Этот документ датируется 16 марта 1864 года, и резолюция на нем гласит: «Его Императорское Величество воспоследовавшее мнение в общем собрании Государственного Совета о признании реки Сосны судоходною высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить».
Злопыхатели подтрунивали над елецкими купцами. В столичной прессе по этому поводу даже появлялись статьи, авторы которых иронизировали над новоприобретенным статусом реки. По их мнению, ельчане добились его исключительно из-за непомерного тщеславия. Мол, их заедала зависть. Мценск стоит на судоходной реке Зуше, Белев — на судоходной Оке, а чем Елец хуже?! Вот богатеи, как это сейчас модно говорить, пролоббировали нужный царский указ.
Можно по-разному относиться к данному факту, но все же достойно удивления, как ельчане добились такого?! Ведь для получения статуса судоходной река должна быть не только широкой и глубокой для удобства проходящих по ней судов, но также не иметь слишком быстрых течений и различных препятствий. Кроме того, мосты, перекинутые между ее берегов, должны строиться высокими или же разводными.

Быстрая Сосна.

Могли ли соблюстись все эти условия в акватории Быстрой Сосны? Сомнительно, учитывая стоящие тут мельничные плотины. Да и мост в Ельце до постройки высоководного Каракумского был, по свидетельствам старожилов и старинным фотографиям, наплавным.

Информация к размышлению

Река Быстрая Сосна: длина 296 километров, протекает в Орловской и Липецкой областях, правый приток Дона. Площадь ее бассейна — 17400 квадратных километров. Подпитывается многочисленными родниками, ручьями и речками. Важнейшие из ее притоков — Тим, Труды, Ливенка, Ельчик, Кшень, Олым, Воргол. Из необычных названий водоемов, впадающих в Быструю Сосну, — река Сучья.
Ледостав и ледоход на Быстрой Сосне бывают с ноября — декабря по март — апрель. На ее берегах расположены города Ливны (в верховьях) и Елец. Среднегодовой расход воды в районе нашего города составляет около 71,3 кубических метра в секунду.
Одно из первых упоминаний о Быстрой Сосне находим в «Сказании о брани благовернаго князя Димитриа Ивановича с нечестивым царем Мамаемъ еллинским». Там, в частности, сообщается, что русские князья перед Куликовской битвой выслали разведку на реку Быструю Сосну (в одном из текстов она названа именно так) с заданием взять в плен языка: «Князь же великыи Дмитрии Ивановичь говоритъ з братомъ своимъ съ княземъ Володимером Андреевичемъ… И посла сторожу избранных своих крепкых… и повели имъ стрещи на Быстреи Съсни съ всякимъ усердиемъ и подо Орду ехати и языка добыти».

А может, «Лида» могла?

Не так давно наткнулся на информацию о том, что в начале ХIХ века в нашем регионе действовала регулярная паломническая линия по реке Дон — от одноименной станции до Задонска. Вот что писала об этом газета «Задонский листок» (№ 17 от 22 апреля 1902 года) под заголовком: «О пароходном сообщении по реке Дон».
«Легкий пароход «Лида» открыл навигацию между станцией Дон Юго-Восточной ж. д. и г. Задонском. Пароход отправляется ежедневно от пристани Патриаршая близ станции Дон в 8 ч. 30 мин. и прибывает в г. Задонск в 11 ч. Из Задонска отправляется ежедневно в 4 ч. 30 мин. дня, прибывает в 8 ч. вечера. Плата за проезд 60 коп. В воскресенье и праздничные дни пароход будет отправляться из г. Задонск к лесу «Скит» несколько раз с 12 ч. дня до 9 ч. вечера, если пассажиров будет не менее 15 чел. Плата за проезд до леса «Скит» и обратно — 20 коп.».
В комментарии к этой заметке (увы, без ссылки на источник) прочел, что пароходик «Лида» вплоть до самой революции исправно во­зил паломников из Ельца в Задонск, а иногда и из Воронежа… Вот так фокус, да могло ли быть такое?!

Старые байки и современные исследования

В 2017 году в Ельце снимали фильм в рамках проекта «Золотое дно». Одна из целей акции — обследование русла Быстрой Сосны при помощи специального оборудования, способного выявлять придонные аномалии. Название проекта, было, видимо, не случайным. Легенды о богатствах, скрывающихся на дне нашей реки, доводилось слышать не раз. В их числе — байки о золоте Тамерлана, якобы спрятанном на здешних берегах. А еще миф о повозке с золотыми монетами, будто бы опрокинувшейся и затонувшей при переправе через Быструю Сосну. Эту казну в качестве своей добычи везли то ли отступающие французы, то ли некие «лихие люди» в смутные дни седой старины. До сих пор рассказывают и о том, что в советские времена не то французы, не то англичане, а может, японцы якобы предлагали почистить дно Быстрой Сосны с условием: все, что там будет найдено, достанется исполнителям работ. Но местные власти, поначалу согласившиеся на сделку, затем отказали капиталистам, осознав упускаемую выгоду.
Но как бы там ни было, а в 2017 году на акватории реки в районе Вознесенского собора исследователи обнаружили останки древнего причала, свидетельствующего об активном судоходстве.

Мнение экспертов

Небольшая пристань для посадки-высадки пассажиров и грузов располагалась в самом конце нынешней улицы Труда. По мнению доцента ЕГУ им. И. А. Бунина, доктора исторических наук Д. А. Ляпина, ничего удивительного в этом нет.
— Елец имел тесные торговые и деловые отношения с Лебедянью и Воронежем. Ельчане могли доставлять припасы на стругах донским казакам. Скорее всего, по Быстрой Сосне сплавлялись весной, когда река была полноводной.
Известный елецкий реконструктор, руководитель военно-исторического клуба «Копье» П. П. Семенов уверен, что на нашей реке в ХVII — ХVIII веках судоходство процветало, ведь уровень воды в Быстрой Сосне и ее притоках был тогда значительно выше современного. 
— Конечно, наша речка не Волга и для больших кораблей мелковата, но для купеческих барж, стругов и небольших парусных корабликов вполне подходила. Ну а главным судном здесь была плоскодонная лодка, — считает эксперт и судостроитель.
Вот теперь и думайте: была ли на самом деле Быстрая Сосна судоходной?

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

 необходимо принять правила конфиденциальности
Новости ВРФ