новости города Ельца, новости Елец, елецкие новости, елецкая газета, Красное знамя

Елецкие Лермонтовы

0 175

Адольф ШЕВЕЛЮК,
Москва

Как известно, неподалеку от Ельца на территории Становлянского района располагалась усадьба Кропотово-Лермонтово, принадлежавшая отцу великого поэта М. Ю. Лермонтова. Но мало кто знает о том, что в начале прошлого века в нашем городе жили родственники Михаила Юрьевича. О них наш рассказ.

Дом Лопатиных за год до сноса.

Офицерская семья

В Ельце квартировал 18-й Нежинский гусарский полк, которым с 28 марта 1906 года по 19 февраля 1912 года командовал полковник Леонид Петрович Киселев (1859 — 1933). Семья его была небольшой. Жена Ольга Николаевна (? — 1947 г.) и две дочери. Одна из них была названа в честь мамы Олей и училась в Елецкой классической женской гимназии. Жили Киселевы на квартире у Лопатиных, в доме на улице Рождественской (сейчас М. Горького). К сожалению, этот самый большой в Ельце деревянный одноэтажный дом сейчас разрушен полностью. Его я хорошо помню, поскольку в студенческие годы его мне показывал известный краевед Ф. Ф. Руднев. Как рассказывал Федор Федорович, был этот дом с мезонином и фронтоном, с деревянными колоннами (я уже колонн не видел, их снесли в 20-е годы) — типичная постройка первой половины XIX века.
В 1911 году Киселевы переехали на Соборную улицу в дом Сергеева (угловой двухэтажный каменный дом на пересечении улиц Октябрьской и 9 Декабря).
Ольга Николаевна имела девичью фамилию Лермонтова. Ее отец принадлежал к той же ветви родословной Лермонтовых, что и великий поэт. Как же они оказались в Ельце?


Польская предыстория

Так случилось, что семья ее отца Н. Д. Лермонтова (он был председателем окружного суда) жила в городе Седлеце (Польша), в котором квартировал 39-й Нарвский полк, а в нем служил Леонид Петрович Киселев. Естественно, что в небольшом городе офицеры-драгуны были на виду у местных красавиц. Вот и Ольга Николаевна Лермонтова после окончания седлецкой гимназии, встретив лихого драгуна, полюбила его на всю жизнь.
Известно, что ее отец Николай Дмитриевич по приглашению своего зятя приехал в Елец из Варшавы в 1906 году и жил в семье Киселевых 3 года. Он вынужденно стал ельчанином. Дело в том, что Н. Д. Лермонтов на свои средства организовал в Седлеце первую общественную публичную библиотеку и выпускал журнал «Народное чтение». На это ушли все его капиталы. Он попробовал поправить финансовое положение и попытался получить новую должность. Однако найти работу в Петербурге, а потом и в Варшаве не удалось, преклонный возраст был тому помехой. И вот пришлось Лермонтову вместе с женой перейти на иждивение зятя. Есть предположение, что Николай Дмитриевич умер в Ельце. Но о месте его похорон мне ничего неизвестно.


Елецкие вечера

Ольга Николаевна, несмотря на то, что она уже в то время была сорокалетней, считалась в городе красавицей. Хорошо владела несколькими иностранными языками, неплохо играла на рояле. Вместе с Ольгой Михайловной Лопатиной (одна из владелиц этого дома) Ольга Николаевна часто устраивала музыкально-литературные вечера, на которых присутствовали офицеры, судейские, врачи и земские работники-дворяне. Играли на фортепьяно, пели романсы, танцевали.
Отличалась жена полковника и благотворительностью. Рассказывали, что, узнав о чьей-нибудь нужде и бедности, особенно учениц женской гимназии, где занималась ее дочь, она давала деньги классной наставнице с просьбой передать нуждающейся и не говорить от кого.


В новой жизни

После революции Киселевы жили в Москве. Леонид Петрович стал «красным генералом» и преподавал в военных академиях столицы до начала 30-х годов. Умер своей смертью и похоронен на Ваганьковском кладбище.
Ольга Николаевна одно время работала секретарем у Надежды Константиновны Крупской. Есть легенда, что, почувствовав к себе неприязненное отношение Сталина, Крупская распустила своих секретарей от греха подальше по домам. Возможно, это спасло Ольгу Николаевну. Почти до самой своей кончины она была переводчицей с французского. Как и ее знаменитый родственник, сочиняла стихи. Приведу одно ее стихотворение, написанное дочери (та была врачом, и в 1941 году уходила на фронт):
В холодный, скучный мрак
моей печальной ночи
С мятежным шумом волн,
с сиянием лучей
Я унесла в душе своей твои
задумчивые очи
И милые слова приветливых
речей.
И буду я искать и видеть
неустанно
Везде, где есть добро, любовь
и красота,
Твой образ дорогой, далекий
и желанный
Чарующий, как жизнь
и чистый, как мечта.

Дочь Ольга Леонидовна до середины 60-х годов XX столетия работала гидом иностранных делегаций (она прекрасно говорила на пяти иностранных языках), приезжающих в Москву для заключения договоров с нашим правительством. Но она никогда не забывала, как в 1937 году была арестована и заключена в Карлаг на 8 лет. К счастью, в 1939 году ее отпустили за недоказанностью улик.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

 необходимо принять правила конфиденциальности
Новости ВРФ