новости города Ельца, новости Елец, елецкие новости, елецкая газета, Красное знамя

Легендарные Талдыкины

0 1 009

Роман ДЕМИН
roman@kznam.ru

Ровно 135 лет назад (1886 год) елецкий купец Николай Иванович Талдыкин (его именем сегодня называют мельницу на реке Воргол) стал почетным гражданином города Ельца.

Почетный,
1-й гильдии

Звание «Почетный гражданин города» присваивалось в России с 30-х годов XIX века. Им награждали самых состоятельных и уважаемых деловых людей, активно занимавшихся благотворительностью. Оно давало статус в обществе, например, право называться «Их Благородиями», позволяло снизить налоги на коммерцию, освобождало от рекрутской повинности, подушного оклада и телесных наказаний. Звание «Почетный гражданин города Ельца» присуждала елецкая дума за большой вклад в общественную жизнь муниципалитета, а также за оказание безвозмездной помощи людям и организациям.
Как купец 1-й гильдии Николай Иванович Талдыкин, пользовался дополнительными привилегиями. Например, он мог торговать заграницей, строить фабрики и заводы, наконец, обладал правом приезда к Императорскому (Высочайшему) Двору, что позволялось в те времена далеко не каждому чиновнику. Кстати сказать, дом Н. И. Талдыкина сохранился по сию пору на улице Октябрьской, 127 (бывшая ул. Соборная) там, где сегодня располагается администрация нашего города.


Двойное убийство

Знатоки-краеведы, скажут мне: «Э-э-э, врешь! Не мог Талдыкин в 1886 году получить «Почетного гражданина Ельца», ведь 11 июля 1868 года в воргольской усадьбе купца (знаменитая мельница на реке Воргол) произошло двойное убийство — жены и мужа Талдыкиных».
Отвечу: возможно, два варианта, либо никакого убийства не было, либо трагедия произошла с родителями Николая Ивановича.
Действительно, существует легенда, согласно которой в 1867 году Иван Афанасьевич Талдыкин построил под Ельцом на реке Воргол мельницу и усадьбу с парком и фруктовым садом. Прежде чем заняться мукомольным делом он вместе с женой Анной Антоновной содержал в городе несколько лавок, где супруги торговали, так называемыми колониальными товарами: шелком из Китая, другими тканями, а также чаем, кофе, пряностями. Не смотря на богатство, Талдыкины жили скромно, но при этом постоянно принимали просителей, помогали нуждающимся людям. И вот однажды утром слуги обнаружили бездыханные тела своих господ. По легенде неведомый убийца проломил их головы пудовой гирей, оставив на месте преступления записку: «Кто своих обделяет, тот не жилец».


Гиря с запиской

Эта леденящая кровь история может быть обычной «страшилкой». По крайней мере, официальных документов по этому громкому делу мне видеть не доводилось. Да и сама история с «пудовой гирей» (зачем преступнику нужно было убивать супругов 16-килограммовой гантелей?) и «роковой запиской» (стал бы реальный убийца писать, да и кому?) уж больно смахивает на сценарий для «мыльной оперы». Но, как бы там ни было доскажу эту байку до конца.
Записка на месте преступления помогла изобличить убийцу. Им оказался племянник Талдыкиных.
Между прочим, нечто подобное произошло в Ельце в начале 2000-х, когда молодой человек, работавший в кафе на своего дядю, убил старшего родственника, причем после пыток, пытаясь выведать информацию о мнимых сокровищах. В реальном уголовном деле, не фигурировало никаких «гирь» и «записок». Все было куда прозаичнее и страшнее.
Впрочем, согласно же воргольскому мифу талдыкинский племянник тоже оказался человекам пропащим: до убийства пил, играл в азартные игры, кутил, гулял, прожигал жизнь. А затаил обиду на дядю с тетей за то, что те, якобы, отказались покрывать его долги, хотя тратили деньги на нищих и убогих.


История
с погребением

Далее начинается еще более невероятная история с погребением четы Талдыкиных. Легенда говорит о том, что во время их отпевания (оно проходило в часовне на кладбище Ельца) тела убиенных начали благоухать. А когда гробы супругов стали опускать в землю, приготовленные загодя могилы будто бы оказались бездонными. Многочисленные ельчане собравшиеся на похоронах решили, что негоже предавать останки уважаемых людей бездне и захоронили меценатов возле кладбищенской часовни, а пугающий провал так и оставался где-то в районе кладбища.
Спустя несколько дней после похорон на могилах Талдыкиных также начало ощущаться благоухание, стали происходить чудеса: люди исцелялись тут от недугов, избавлялись от жизненных бед и проблем. Сюда началось настоящее паломничество и якобы даже газеты того времени описывали все это, как: «Диво купцов Талдыкиных».
Но, все это было прекращено волевым решением властей уже после революции 1917 года. Чтобы разоблачить «диво» и искоренить предрассудки большевики, мол, тайно перезахоронили куда-то купеческие останки в 1931 году. Но, вскоре по Ельцу поползли слухи о том, что на пустыре за кладбищем из странного провала без дна поднимается чудесное благоухание.


Подвиг журналиста

Чтобы пресечь людскую молву зияющую яму пытались засыпать мусором. Но, бездна всякий раз исторгала отходы обратно. Вход в подземелье закрыли железобетонными плитами, но и они в итоге оказались сдвинуты неведомой силой. Далее очередная байка гласит, что в 1939 году феномен Талдыкинского провала (так, якобы, называли в Ельце загадочное место) решился разгадать молодой журналист Владимир Мезенцев (будущий редактор журналов «Наука и религия» и «Знание — сила»). Он обвязался веревкой и при помощи кладбищенских рабочих, спустился в жерло загадочной ямы. И будто бы сам потом рассказывал, что в подземелье его окружила густая тьма, которую не мог разогнать даже луч электрического фонаря. А вскоре совершающий подвиг журналист услышал громкий хлопок, и был выброшен неведомой силой на поверхность. Возвращение в мир сопровождалось сильным запахом горящей древесины и свечением некоторое время исходившим от одежды, лица и рук работника печати.
Эта легенда растиражированная местными газетами, а также многочисленными электронными СМИ оказалась очень живучей. Еще бы! Столько в ней мистического! Один бездонный провал, уходящий едва ли не в преисподнюю чего стоит. Чтобы понять что здесь правда, а что вымысел, дадим слово самому В. А. Мезенцеву, точнее его «Популярной энциклопедии», том второй, глава «Подземные тайны».


Слово Мезенцеву

Владимир Андреевич Мезенцев (1913-1987 годы) — советский журналист, писатель-публицист, популяризатор науки, заслуженный работник культуры РСФСР, кандидат философских наук, издатель и редактор брошюр о явлениях природы, прогрессе и технике. Вот что он написал в своей книге изданной в ХХ веке.
«Редкостный случай произошел в прошлом веке в городе Ельце. Хоронили купца Талдыкина. Когда гроб с умершим опустили в могилу, он в то же мгновение провалился куда-то вниз. Потрясенные люди увидели глубочайшую темную яму! Значит, купец был большим грешником, и земля не приняла его тело — таково было заключение всех верующих в городе…
А вот другой похожий случай. На Урале, близ города Кунгура, существовало ничем не примечательное озеро. И в один, как говорится, прекрасный день оно, подобно грешному купцу, тоже провалилось под землю. Остался на этом месте лишь большой темный провал. Дна его не было видно…
Известно, что вода, попадая под землю, растворяет там многие породы. Особенно легко растворяются известняки и каменная соль. В результате под землей могут образоваться большие пустоты — пещеры. Иногда их своды подходят совсем близко к земной поверхности.
А это грозит уже катастрофой.
Видимо, могилу для купца вырыли именно над такой подземной пустотой. Остался очень тонкий слой почвы, прикрывавший пещеру.
А когда тяжелый гроб опустили вниз, он обрушился. Теми же причинами объясняется и история под Кунгуром. Здесь произошел обычный провал. Под дном озера тоже была пещера».


Купцы и мельница

Заметьте, речь в книге советского журналиста идет об одном купце Талдыкине, а не о супружеской чете. Что же еще можно узнать о елецком торговце, фабриканте и его усадьбе на реке Воргол?
Благодаря исследованиям краеведов почти доподлинно известно, что в 1856 году территория, на которой расположена мельница, принадлежала купцу второй гильдии — Сергею Ивановичу Жаворонкову из Ельца. Можно предположить, что тот продал ее Ивану Афанасьевичу Талдыкину, который и начал мельничный бизнес строительством небольшой водяной мельницы в 1867 году.
Примерно с 1875 года эта земля принадлежала уже Екатерине Степановне Талдыкиной, но всем руководил тут — Николай Иванович Талдыкин (возможно сын Ивана Афанасьевича).
Николай Иванович был в Ельце известным и уважаемым человеком. Входил в попечительский совет женской гимназии, и училища при мужском приюте, состоял членом правления вольного пожарного общества. Скорее всего, именно он в 1880 году начал строительство на берегу Воргла самой крупной и современной по тем временам водяной мельницы в Орловской губернии, строившейся 7 лет. Здесь трудилось до 60 рабочих и служащих.
Рядом удачливый коммерсант возвел комплекс зданий: административный корпус (1894 год), склады, конюшни с сараями и техническими пристройками. А чуть выше «на горе» разбил парк с фруктовым садом и возвел усадьбу (1891 год). Она была деревянной, высотой свыше 4 метров, да еще с остроконечными крышами, балконами и террасами, а также подвалом. Увы, до наших дней ничего этого не дошло.


Золотая медаль, национализация
и пожар

Величественное четырехэтажное (если не считать цоколь и чердак) здание талдыкинской водяной мельницы по сию пору внушает легкий трепет и уважение своими монументальными стенами покоящимися на белокаменном фундаменте из тесанного известняка.
Здешняя мука была отменного свойства и даже удостоилась золотой медали на всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году: «За очень хорошее качество пшеничной муки и пользование машинами русского производства».
На территории усадьбы имелся ухоженный парк, с многоярусными террасами и фонтанами. Возможно, с той поры тут растут липы, одичавшие кусты сирени и выродившиеся плодовые деревья.
В 1913 году (27 июня) наследники Н. И. Талдыкина продали мельничную фабрику, миллионеру Виктору Петровичу Хамову, который вел хлебную торговлю. Он также жил в Ельце недалеко от Талдыкиных на Соборной улице (ныне улица Октябрьская, 18). И все же в народной памяти мельница сохранилась, именно как Талдыкинская.
Даже после революции 1917 года мельничный комплекс фактически продолжал принадлежать вдове Хамова — Серафиме Петровне. И только 30 октября 1919 года, согласно постановлению президиума Совнархоза, на заседании заводоуправления государственных мельниц в Ельце, решили принять уездные мельницы (в том числе и Талдыкинскую) в число госмельниц.
В годы Великой Отечественной войны, в первых числах декабря 1941 года во время отступления наших войск мельницу на Воргле сожгли, чтобы она не досталась врагу.


Электростанция
и турбаза

После войны мельницу частично восстановили. Здесь соорудили плотину, прямо там, где ныне расположен подвесной мост. Вода вращала большое, в три метра диаметром, колесо. Позже установили турбину вырабатывавшую электричество с помощью динамо-машины. Энергией обеспечивали не только здешние мельничные механизмы, но и давали освещение в дома соседних сел Дерновка и Ольховец. Считается, что все это действовало до 60-х годов прошлого столетия.
В начале 70-х годов мельничный комплекс стал принадлежать тресту «Елецтяжстрой». В 1976 году сохранившиеся тут здания решили использовать как базу отдыха и затеяли капитальный ремонт. Мне довелось пожить на этой турбазе еще мальчишкой, с родителями в начале 80-х годов. В административном корпусе обустроили несколько уютных номеров. На первом этаже работала столовая и буфет, а в полуподвале располагался кафе-бар с камином и прочей атмосферной отделкой. В зданиях по соседству имелась отличная баня с бассейном, бильярдная, грязелечебница (тогда это было очень модно). А в дальнем корпусе шли отделочные работы: готовились номера с окнами в потолке и водолечебница. Помню, что в здешнем парке, на нескольких уровнях имелись лавочки, грот и фонтаны. На берегу оборудовали спортплощадку с футбольным полем. В лесном массиве по соседству мы собирали белые грибы, и ежедневно наслаждались потрясающими живописными видами окрестностей.


Правда
и вымысел

Говорят, что планировалась реставрация и самой мельницы, но дело до этого так и не дошло. Зато тут обустроили красивую набережную с перилами, помпезными вазонами, фонарями, голубыми елями и асфальтовыми дорожками. Ниже по течению успели построить бетонную плотину, благодаря чему каждую весну на Воргле появляется запруда и уровень реки заметно поднимается.
База отдыха просуществовала до 1990 года, после чего ненадолго превратилась в реабилитационный центр для нарко и алкозависимых. Но просуществовал он совсем недолго.
Остатки былой роскоши приватизировали и ныне они пребывают в частной собственности, постепенно разрушаясь и ветшая. Правда, не столь давно комплекс включили в единый государственный реестр охраняемых объектов культурного наследия Липецкой области.
От обитателей соседних сел, можно услышать рассказы о том, что души семейства купцов Талдыкиных и ныне обитают на территории усадьбы, а их призраки бродят ночами по старой мельнице. Говорят, они ждут достойного и доброго хозяина этих мест, мол, только такой и сможет восстановить былое великолепие этого места.
В действительности сегодня никто не знает, где покоится прах купцов Талдыкиных и где располагался мистический провал в елецкой земле. Вероятнее всего карстовую воронку (подобных в ближайшей округе полно) удалось таки засыпать.
Так или иначе, а мистики вокруг наших состоятельных земляков и их воргольского поместья немало, а уж что здесь правда, а что вымысел — решайте сами.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

 необходимо принять правила конфиденциальности
Новости ВРФ